Острый глаз
В 1961 году у документалиста вышла книга «В мире животных», такое же название получила и его передача. Известно, что в письме в Гостелерадио он предлагал создать телепередачу по примеру программ Питера Скотта и Жака-Ива Кусто.
Режиссер решил работать в привычном ему жанре: впервые вышедшая в свет 17 апреля 1968 года программа состояла из документального фильма о жизни животных и беседы ведущего с гостем. Спустя полгода Згуриди пригласил в эфир молодого кандидата наук Николая Дроздова, который впоследствии стал регулярно появиться на экране в качестве эксперта. Это произошло почти случайно: изначально Згуриди позвал на съемки профессора Александра Чельцова, однако тот был занят, и послал вместо себя своего ученика.
В основу заставки лег хорал аргентинского композитора Ариэля Рамиреса «Рождество Господне», эту часть называют «Паломничество». В начале хор поет: «A la huella, a la huella» (что означает «следом» или «шаг за шагом» — текст повествует о странствии Марии и Иосифа). Эта католическая религиозная песня привлекла французских песенников, которые услышали в испанском выражении «a la huella» созвучие с родным для них словом «alouette», означающим «жаворонок». Они адаптировали композицию для себя, и она быстро стала эстрадным хитом. Позже оркестр Поля Мориа исполнил ее в собственной аранжировке — именно этот вариант стал фирменной заставкой «В мире животных», которая предваряла каждый выпуск и длилась почти минуту.
И жало мудрыя змеи
Песков был писателем, журналистом и профессиональным путешественником. Фотокорреспондент и автор «Комсомольской правды», он прославился на всю страну после того, как опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик», посвященных семье отшельников-старообрядцев Лыковых, которые скрывались в глухой тайге Хакасии с 1938 года. Вклад Пескова в изучение окружающего мира столь велик, что его именем назван Воронежский государственный природный заповедник. Многие уверены, что в начале заставки передачи «В мире животных» открывались золотые ворота этого исследовательского центра. Однако это не так: на воротах госзаповедника изображены животные, проживающие в средней полосе, а не экзотические.
В течение двух лет, с 1975-го по 1977-й, Песков вел передачу, часто приглашая Дроздова в студию. Позднее было принято решение вести «В мире животных» по очереди, и еще 13 лет каждый ведущий появлялся на экране два раза в месяц. За это время телевидение приобрело цвет, и выпуски передачи стали еще красочнее.
Если просмотреть эфиры тех лет, бросаются в глаза вовлеченность ведущего — он не только рассуждает вслух, блистая энциклопедическими знаниями, но и взаимодействует с животными. Очевидны также спонтанность диалогов и монологов в кадре.
В 1990 году Песков уехал в экспедицию, оставив передачу на Дроздова. Со временем было решено делить каждый выпуск на две условные части. В первой ведущий встречался в студии с гостем из научного мира, они обсуждали актуальные естественнонаучные проблемы. Во второй главенство брали экзотические животные, которых приносили их владельцы. Зрители могли подробно узнать о жизни в домашних условиях и о повадках медвежат, крокодилов, волчат и даже ядовитых пауков. Документальные ролики из всех уголков планеты также оставались важной частью научно-популярной программы.
Несколько раз герои съемок неожиданно нападали на Дроздова. В 2016 году он принес в студию передачи «Вечерний Ургант» русского полоза (ранее такой вид назывался амурским) и рассказал, как несколько десятков лет назад такая змея укусила его во время записи документального фильма о заповеднике в Приморском крае. «Мы были на Дальнем Востоке, я схватил его, хочу в камеру показать. А он мне тяп сюда, тяп сюда, руки в крови, я стою и говорю: „Это вот такой полоз…“» — поделился Дроздов, пояснив, что яда у полоза, к счастью, нет. Он пытался дать подержать полоза Урганту, однако тот наотрез отказался, сославшись на фобию.
— Этот [амурский или русский полоз, самая крупная змея в России] злится немножко, вас даже укусил… — Ну, это ничего для начала! — Просто он несколько агрессивный, хотя недавно совершенно перелинял, блестящий такой! Из передачи «В мире животных», 1982 год
Еще один случай произошел во время экспедиции в Тунис. Дроздов поймал пустынного скорпиона, чтобы продемонстрировать его в кадре, однако оператор посоветовал ему отпустить животное, чтобы инсценировать случайную встречу с ним. В итоге ведущий вновь достал членистоногое из-под камня, и скорпион его ужалил. К счастью, укусы этих паукообразных не смертельны.
Подобные случаи преследовали Дроздова с самого начала телевизионной карьеры. В экспедиции со Згуриди, например, ему пришлось с риском для жизни привлекать внимание носорога, который со всех ног помчался в его сторону, — ведущему удалось спрятаться. Дроздов неоднократно попадал в шторм, убегал от слона, выбивал зубы крокодилам, спасая оператора, и прятался от акул, и каждый раз ему удавалось привезти интересные видеозаписи.
Суп из лягушек и жаб
Большую популярность Дроздову принесло участие в проекте «Последний герой» в 2003 году. Ведущий поехал на необитаемый остров из научного интереса. Зрители наблюдали за выпусками с его участием с особым любопытством: ведь пока прочие герои выясняли отношения и плели интриги, он исследовал островную фауну. Тогда он подружился с рэп-исполнителем Кириллом Толмацким (Децлом), и они вместе предпринимали импровизированные экспедиции.
Однажды Дроздов и Децл случайно отравили своих «соплеменников»: поймали ядовитых лягушек, чтобы приготовить из них ужин. Однако им не удалось тщательно промыть мясо от остатков токсичной кожицы, и суп из земноводных оказался опасным. Вторая поездка на шоу спустя год оказалась для Дроздова более удачной, и он даже получил приз зрительских симпатий.