Однажды ночью в феврале 2020-го года история мирового кино была переписана и в Голливуд ворвались «Паразиты». Именно эта картина корейца Пон Джун Хо стала первым не англоязычным фильмом, удостоенным сразу двух ключевых «Оскаров»: за «Лучший международный фильм» и «Лучший фильм». На 92-м году «жизни» самая известная кинопремия открыла двери чужаку с дальних берегов, а тот в ответ предрек индустрии светлое будущее, глобализацию и дружбу народов.
Год спустя, когда на половине планеты под вопросом не то что перелеты, но поездки на соседнюю улицу, разговоры об отсутствии границ близки к научной фантастике. Свой 93-й год премия «Оскар» встретила в полной готовности для еще одного рекорда — как первое вручение награды в эпоху пандемии, пустующих кинотеатров и отмененных премьер. Однако закрыв залы мультиплексов и ворота на паспортном контроле, Голливуд продолжает открывать другие двери и дороги, меняющие мир вокруг. Отгадать, куда они приведут, можно и без конверта с надписью «И победителем становится…».
Зрители не увидят тысячи актеров в зале Dolby Theatre, а все приглашенные номинанты премии и люди, которые будут их сопровождать, будут носить медицинские маскиLadies first
В Голливуде стало больше женщин — об этом говорят цифры, согласно которым в 2020-м году из 100 самых прибыльных фильмов 16% (и это самый высокий показатель в истории) были сняты женщинами. Это же демонстрирует и подрихтованный календарь кинорелизов, в котором вы не найдете очередного блокбастера Marvel или нового фильма про Джеймса Бонда, но увидите сразу несколько ярких женских историй. Все дорогостоящие картины, в режиссерских креслах которых обычно сидят мужчины, отложены на призрачное «потом», уступив место картинам малобюджетным и менее подверженным риску. За последние на Фабрике грез дежурно отвечают женщины и этот неутешительный факт в год ситуативного проката из недостатка стал преимуществом. Ниже ставки — больше пространства для маневра и импровизации. И потому в отсутствие агентов 007 и супергероев на экранах теперь правят балом мстящая насильникам героиня картины «Девушка, подающая надежды»; ассистентка из одноименного фильма, которая раскрывает систему, породившую Харви Вайнштейна; подросток с нежелательной беременностью в фильме «Никогда, редко, иногда, всегда»; и бывшая работница офиса Фрэн, путешествующая по Америке из «Земли Кочевников».
Последняя картина играючи оседлала эту женскую волну и все проведенные киносмотры и премии. «Земля кочевников» получила «Золотого льва» на фестивале в Венеции, приз зрительских симпатий в Торонто, «Золотой глобус», Critic’s ChoiceAwards и еще несколько ключевых кинонаград, а самой Хлои аналитики сразу прочили режиссерского «Оскара». Борьба за приз развернулась с другой женщиной-режиссером: Эмеральд Феннел, актрисой, дебютировавшей в новой роли с картиной «Девушка, подающая надежды»». Невероятно, но такой расклад — два режиссера женского пола в пятерке претендентов — случился впервые за всю историю премии. Да и сама статуэтка оказывалась в руках женщины лишь единожды: когда в 2010 году приз получила автор «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу. Разбавить режиссерский гендер на «Оскаре» не могли ни призывы активистов, ни эффектный наряд актрисы Натали Портман, которая в прошлом году надела специальный кейп с вышитыми на нем именами несправедливо позабытых женщин-режиссеров. В этом апреле специальных напоминаний не понадобилось — женский процент на премии высок и будет только расти.
Ванесса Кирби претендует на «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль»
Оливия Колман получила «Оскар» в 2019 году. В этом году у нее есть все шансы уйти в церемонии с наградой
Человеческая полифония
Вызванный вирусом COVID-19 отлив массового кино прибавил громкости не только женским голосам: в фокусе оказались практически все нишевые истории и герои, ранее часто не доходившие до академиков из-за обилия громких премьер. Так, неожиданным фаворитом по номинациям оказался британский актер пакистанского происхождения Риз Ахмед, отметившийся сразу двумя актерскими работами: в картине «Звук металла» он сыграл стремительно теряющего слух барабанщика, в драме «Откуда ты родом» — превратился в популярного рэпера, страдающего от аутоиммунного заболевания. Обе истории не только исследуют мир хрупкой маскулинности перед лицом недуга, но и перекликаются с жизнью самого Ахмеда— музыканта и рэпера.
Риз АхмедБлизость личного с экранным — еще один негласный тренд этого киносезона: вместо ярких спецэффектов на первый план выходит аутентичность, искренность, авторский взгляд. Все та же Хлои Чжао в «Земле кочевников» снимала настоящих бродяг с большой дороги, колесящих по стране в трейлерах. Примечательно, что сама Чжао — китайская иммигрантка, которая, по словам критиков, получше многих американцев смогла уловить суть Соединенных Штатов. Еще один взгляд на Америку представлен в драме Ли Айзек Чуна «Минари» о жизни корейских иммигрантов в Арканзасе 80-х К слову, сыгравший в этом фильме главную роль актер Стивен Ян — первый американец азиатского происхождения, получивший номинацию «Лучшая мужская роль».
Расовое и гендерное многообразие в номинациях — не дань повестке (как бы ни хотелось критикам церемонии думать обратное), а данность. Страна, пережившая несколько волн протестного движения Black Lives Matter и турбулентные выборы президента, как никогда чутка к настроениям электората — то есть потенциальной публики. На «Оскарах» все больше стараются услышать всех и каждого: любого возраста, расы и гендера. Не теряется в этой человеческой полифонии и традиционный герой подобных церемоний, белый цисгендерный мужчина: в числе фаворитов 2021 года нашлось место для признанных мастеров Дэвида Финчера и Аарона Соркина. Характерно, что оба мужчины вошли в кино-гонку с выстраданными картинами о личных переживаниях. Финчер экранизировал в фильме «Манк» 20 лет лежащий на полке сценарий собственного отца — о сценаристе «Гражданина Кейна» Германе Манкевиче. Соркин снял фильм о протестах 68-го года «Суд над чикагской семеркой», невероятно актуальную картину, к которой он шел долгие годы, но решился выпустить только сейчас.
Саша Барон Коэн номинант в категории «Лучшая мужская роль второго плана»Виртуальное как реальное
Голубые мечты Финчера и Соркина смогли осуществиться благодаря внушительному чеку от онлайн-гиганта Netflix, который и приобрел права на показ «Манка» и «Суда над чикагской семеркой». В прошлом изгой на церемониях наград и престижных фестивалях, стриминговый сервис теперь — один из ключевых игроков, поставляющих номинантов всевозможных наград практически пачками. С закрытием большей части кинотеатров последний фактор стал особенно ощутим: для запертых по домам зрителей диван и экран стали единственной опцией для досуга. Быстро понявшие это академики даже разрешили онлайн-релизам претендовать на участие в оскаровской гонке без проката — и Netflix в ответ выпустил сразу несколько потенциальных фестивальных хитов: байопик о джазовой певице «Ма Рейни: Мать блюза», новую картину Спайка Ли «Пятеро одной крови» и драму о потере ребенка «Фрагменты женщины» каннского лауреата Корнела Мундруцо…
В 2021 году Netflix и вовсе обещал выпускать по новому фильму в неделю — а на пятки ему уже наступают другие сервисы: Amazon, Hulu, Apple TV+. Но дело не столько в обилии стриминговых платформ, сколько в смене самой модели просмотра кино и жизненного уклада. Пандемия закрыла границы, разнесла родных и близких по разным странам — и одновременно их сблизила, оставив в вечном режиме online. Блокбастеры из мультиплекса и фестивальный артхаус теперь могут быть на расстоянии одного клика пульта, лекция из института проводиться на экране ноутбука, а сразу после вечеринка с друзьями — в окошке Zoom.
Через последнее «окно» мы теперь смотрим и на знаменитостей — главных героев церемоний наград. Они проводят прямые эфиры без макияжа и с кусками пиццы в руках, принимают награды, сидя в шикарных платьях на заднем дворе своего дома. Они — как это сделал уставший Аль Пачино во время виртуальной раздачи «Золотых глобусов» — порой даже засыпают во время zoom-созвонов. Получающие «Оскары», «Глобусы» и прочие фигурки селебрити сегодня оказались в той же ситуации, что и их поклонники: в роли уравненных пандемией в правах и свободах зрителей голубых экранов. Они точно так же скучают по магии Большого Голливуда: с парадом из звезд на красной дорожке, дружескими встречами за кулисами Dolby Theater и веселыми танцами на after-party.
Но «Оскар» прославляет не только гедонизм напоказ и улыбки ради эффектной картинки. Эта церемония, как показал прошлый год, также пишет свою историю, попутно задавая для индустрии новые ориентиры. В сезоне 2020/2021, когда сама почва уходит из-под ног, такие точки опоры оказываются неожиданно нужны всем пустующим залам и отсутствующим звездам вопреки. Ведь главные фигуранты любой наградной гонки — сами благодарные зрители, ради которых и снимается кино, по-прежнему на месте: у голубого экрана, в ожидании нового чуда и фразы — «И победителем становится…»