Однако после смерти ученого в 1997 году вскрылись кое-какие факты, которые заставили под другим углом взглянуть на труды Кусто и его жизненную позицию.
Жак-Ив Кусто
Содержание статьи
Покоритель морей
Жак-Ив Кусто с ранних лет планировал стать летчиком, однако его жизнь круто изменилась после трагического происшествия. В 26 лет он попал в автомобильную катастрофу, в результате которой получил переломы обеих рук, а левую часть его тела парализовало.
Стиснув зубы, мужчина каждый день часами плавал в Средиземном море, чтобы разработать руки и ноги. Однажды он погрузился под воду в очках для плавания. Тогда-то Жак-Ив и осознал, что подводные исследования — это его истинное призвание.
Как ранее писали редакторы uznayvse.ru, в 1943 году Кусто и инженер Эмиль Ганьян разработали первый автономный аппарат для дыхания под водой, получивший название «акваланг».
Эмиль Ганьян и Жак-Ив Кусто
А еще Жак-Ив, используя подручные материалы, сконструировал водонепроницаемую видеокамеру для подводных съемок. На свою первую самодельную камеру он снял несколько фильмов о жизни обитателей Средиземного моря. Позже этот любительский прибор послужил основой для создания более совершенных камер с четким изображением.
В 1950 году Кусто приобрел списанный минный тральщик британских Королевских ВМС и преобразовал его в станцию для подводных исследований. На судне были установлены вертолетная площадка, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, мини-подводные лодки и подводные скутеры.
Судно ученый назвал «Калипсо» в честь нимфы из древнегреческих мифов. 46 лет корабль бороздил моря и океаны вместе с командой Жак-Ива, внеся солидную лепту в изучение водных просторов.
Исследовательское судно «Калипсо»
Немного актерской игры
Слава пришла к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия», изданной в 1953 году в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам этой книги, в 1956 году был удостоен премий «Оскар» и «Золотая пальмовая ветвь».
Однако при создании картины не обошлось без маленьких хитростей, о которых зрители даже не догадывались. В фильме есть эпизод, в котором ныряльщик Андре Лабан несколько часов проводит в декомпрессионной камере якобы из-за кессонной болезни (заболевания, которое возникает из-за изменения давления вдыхаемой газовой смеси). Однако, по словам Лабана, он чувствовал себя прекрасно. Просто постановщик настоял на том, чтобы ныряльщик изобразил страдания для усиления драматизма в кадре.
Андре подчеркнул, что это был один из самых безобидных трюков Кусто. Оказывается, в фильмах ученого было немало элементов, которые «на поверку не так уж достоверны, как кажутся». Спустя много лет один из сыновей Кусто, Жан-Мишель, неохотно признал: «Для отца цель иногда оправдывала средства».
Жак-Ив Кусто в фильме «В мире безмолвия»
Издевательства над братьями меньшими
В одной из серий «Подводной Одиссеи» Жак-Ив продемонстрировал спрута, который забрался в бак, а затем судорожно полз по палубе к борту. Позже стало известно, что вся сцена была создана искусственно. Соратник Кусто, Альбер Фалько, признался, что исследователь добавил в бак с водой хлористый отбеливатель, что заставило спрута реагировать подобным образом.
Также оказался сфальсифицированным и сюжет о двух морских львах. В фильме они дружелюбно скачут по палубе «Калипсо», но вскоре после съемок оба животных погибли из-за жестокого обращения.
Был и такой момент. В фильме «В мире безмолвия» два члена съемочной группы разрушают динамитом коралловый риф, чтобы изучить мертвую рыбу. Диктор объясняет, что морские биологи поступают таким образом достаточно часто. К слову, в настоящее время этот метод больше не используется, так как он приносит больше вреда, чем пользы.
Жак-Ив Кусто на своём судне
Следующий поступок понять еще сложнее. В одном из фильмов команда достигает «необитаемого острова мечты», как называет его рассказчик. По всей видимости, это Галапагосские острова. Обнаружив гигантских черепах, ученые начинают с ними развлекаться.
Исследователи катаются на их панцирях, как на лошадях, заставляя несчастных животных ходить с дополнительным весом. В конце этой «вечеринки» команда наслаждается перекусом, используя черепах в качестве стульев. Эта сцена — яркий пример неуважительного отношения к животным. Увы, но ни общественность, ни власти в 1956 году не проявили никакой реакции, увидев эти возмутительные сцены.
Кадр из фильма «Одиссея Жака Кусто»
Погибшие киты и акулы
Еще один спорный эпизод связан с детенышем кашалота. В кадр попал момент, когда рядом с «Калипсо» проплывает 27 китов. К сожалению, один из детенышей двигался слишком медленно, и судно Кусто случайно наехало на него, нанеся винтом несколько глубоких порезов. Экипажу не оставалось ничего другого, кроме как ускорить смерть животного: с помощью гарпуна они оборвали его жизнь.
Этого бы не произошло, если бы команда «Калипсо» следовала протоколу. Но, вместо того чтобы выключить двигатель или отплыть на безопасное расстояние, исследователи буквально вклинились в стаю кашалотов, что привело к гибели одного из них.
Смерть кита не стала единственной в тот день. Из-за большого количества крови вокруг судна собралась стая акул разных видов и размеров. «Для нас, дайверов, акулы — враги. Мы встречали их, но никогда их не было так много и они не были так голодны», — говорится в фильме.
Жак-Ив Кусто под водой
Экипажу «Калипсо» предоставилась прекрасная возможность впервые в истории заснять и задокументировать одновременное кормление столь большого количества акул. Для этого Жак-Ив использовал специальную клетку, в которую спустились два члена экипажа со съемочным оборудованием.
Однако вместо наблюдения все быстро превратилось в поле боя. Исследователи, используя гарпуны, палки и топоры, начали убивать несчастных акул. Сегодня мы знаем, что акулы не являются нашими врагами. Напротив, они считаются жизненно важной частью морской экосистемы и нуждаются в нашей защите. В наши дни подобный поступок стоил бы Кусто гигантского штрафа и, возможно, серьезных юридических последствий.
Борец за лучшую жизнь или бездушный злодей?
Жак-Ив был достаточно суровым по отношению не только к животным. В 1991 году, в интервью для UNESCO Courier, он высказывался следующим образом: «Ужасно, что приходится говорить об этом. Население планеты необходимо стабилизировать, а для этого мы должны уничтожать по 350 000 человек в день. Это настолько ужасно, что даже не стоит говорить об этом, но общая ситуация, в которой мы находимся, достойна сожаления».
Батискаф Жак-Ива Кусто
В то время эти слова не вызвали большого общественного резонанса. К тому же, Кусто никогда особо не скрывал, что озабочен проблемой перенаселения. Ученый считал, что океан мог бы стать идеальным местом для проживания людей.
В начале 60-х Жак-Ив разработал проект первого в истории подводного жилища — оно представляло собой цилиндр длиной 5 метров и диаметром 2,5 метра. В 1962 году подводный дом опустили на глубину 10 метров в Средиземном море. На протяжении недели в нем жили сам Кусто и два его соратника — вышеупомянутый Альбер Фалько и Клод Уэсли.
Позже, на шельфе Красного моря, был установлен комплекс из четырех подобных домов, где несколько месяцев жили шесть человек и попугай. Условия в подводной деревне были вполне комфортными, но идея не получила дальнейшего развития. Интерес спонсоров переключился на другие проекты — исследование космоса и разработку технологий по добыче нефти.
Подводный дом Жак-Ива Кусто
Как бы то ни было, после смерти исследователя и выхода откровенных интервью его соратников многие крепко призадумались. А таким ли уж добрым был «дедушка Кусто»? В защиту ученого выступили те, кто был поверхностно знаком с его биографий.
Может ли быть жестоким и неблагородным человек, который участвовал в антифашистском движении? Перед началом Второй мировой войны Жак-Ив действительно был завербован французскими спецслужбами. В рамках своей работы он поддерживал французское Сопротивление, информировал союзников о перемещениях итальянских войск. За свои заслуги исследователь получил несколько наград и медалей.
Но есть и другая информация. Журналист Бернар Виоле заявил, что у него есть новые доказательства того, что Кусто был антисемитом, лгал о своей деятельности в военное время и, возможно, зря получил свои медали.
Журналист Бернар Виоле
Антисемитские настроения
«Некоторые из его друзей прислали мне копии документов и писем, которые он им писал. В них содержатся ужасные фразы», — говорит Виоле. В одном из обращений к лучшему другу, датированном 1941 годом, будущий капитан «Калипсо» пожаловался на еврейских беженцев (пытавшихся бежать из оккупированной Франции), из-за которых его семье было сложно найти жилье.
Симоне это не очень нравится, но ни одна подходящая квартира не освободится, пока мы не вышвырнем всех мерзких жидов, которые нас обременяют, — сообщает ученый. Были ли у Жак-Ива симпатии к нацистам? Сказать сложно.
Зато доподлинно известно, что его родной брат Пьер-Антуан был известным сторонником нацизма, редактировал антисемитскую газету Je Suis Partout и поддерживал тесные отношения с немецким послом в Париже. После войны Пьер-Антуан бежал в Австрию и несколько месяцев жил под чужим именем. В итоге он был арестован и отправлен обратно во Францию, где его приговорили к смертной казни.
Пьер-Антуан Кусто
Считается, что Кусто, уже добившийся популярности (ярые поклонники даже умоляли его баллотироваться в президенты Франции), использовал свое влияние, чтобы добиться замены приговора брату пожизненным заключением. Пьер-Антуан умер в 1958 году, в возрасте 52 лет, от рака.
Что до Жак-Ива, то на премьере его первого фильма «На глубине 18 метров» в апреле 1943 года присутствовали главный режиссер Третьего рейха и несколько сотен офицеров немецкой армии. «Кусто никогда не говорил об этом публично. Фильм получил восторженную рецензию в журнале Je Suis Partout, а его показ позволил Кусто получить все разрешения и пропуска, необходимые ему для продолжения съемок», — резюмирует Бернар Виоле.