– Читала, что способность испытывать счастье на 30–35% зависит от генов, так как они отвечают за синтез нейромедиаторов. Получается, есть люди генетически изначально более счастливые….
– Это называется стрессоустойчивостью. И это тема моей кандидатской диссертации. Мы действительно отличаемся друг от друга исходно по способности вырабатывать «гормоны счастья и удовлетворения жизнью». Например, сегодня уже доказано, что зависимыми от различных веществ становятся люди, у которых нарушена выработка серотонина (тот самый гормон удовлетворения жизнью). Это генетический дефект. Для таких людей должен быть запрет на употребление алкоголя и наркотиков, потому что они не удержатся. Именно поэтому я категорический противник идеи о «культуре употребления вина». Для тех, у кого этого нейромедиатора хватает, способность не спиться — генетический факт. Но, если серотонина нет, одной дозы достаточно, чтобы стать наркоманом. Было бы здорово, если бы в роддоме брали анализ на генетический дефект выработки серотонина.
– Правда ли, что синтез и круговорот нейромедиаторов в организме нарушается при эндокринных, бактериальных и вирусных заболеваниях?
– Абсолютно верно. Потому что все позитивные стрессолимитирующие гормоны и нейромедиаторы тратятся и не успевают восстановиться.
– Учитывая, что коронавирус — уже из названия вирус, он самым непосредственным образом влияет на уровень гормонов счастья и в принципе может самым катастрофическим образом сказаться на здоровье. Вы много раз говорили о необходимости прививки от ковида, но есть ли шанс когда-либо забыть об этой напасти?
– Конечно есть! И это случится обязательно. Биология вируса такова, что он стремится побыстрее расселиться и спокойно жить с нами. Для этого мы тоже должны существовать. Это принципиально. Сейчас каждый новый штамм все слабее и слабее. Например, от омикрона смертность нулевая. Так что мы на пороге конца этого сумасшествия. Хотя, прямо скажу, человеческий панический вклад в пандемию огромный. Этот вирус по-прежнему не самый страшный, но опасен он главным образом для пожилых и больных людей с двумя-тремя и более сопутствующими болезнями, но паника по миру огромная. Человечество отвыкло от вызовов природы, и даже не самый сильный вирус заставил нас испугаться. Это плохо. Потому что только трезвое и спокойное отношение к жизни позволяет уверенно смотреть в лицо проблемам.
– Тем не менее сейчас для многих жизнь как будто затормозилась: локдаун, невозможность путешествовать куда хочешь, страх перед коронавирусом и за будущее, для женщин встал вопрос, а нужно ли рожать, когда мир так неопределен. Мир словно на паузе и как будто скатывается в пропасть. Что бы вы посоветовали людям, которые живут сейчас с таким ощущением?
– Я бы сказала, что им нужна помощь психиатра. Серьезно. Не надо бояться этих врачей. Ваши тревоги и страхи — именно их профессия. И они знают, как это исправить. Важно понимать, что страх не дает анализировать ситуацию. Он охватывает весь мозг. Поэтому, даже когда выход есть, вы его не видите. А он есть всегда. И я нам всем желаю в новом году начать жить спокойно, прекратить передавать сводки смертности от коронавируса друг другу, успокоиться и начать жить. Жизнь стоит того, чтобы просто ее прожить.