Кадр из фильма Пауля Верхувена «Искушение»
Новый фильм Верхувена — жирный кусок старомодного высококачественного кино со всеми сопутствующими ему обстоятельствами: размахом, художественно-постановочной убедительностью в сочетании с абсолютной условностью (кого интересуют хорошо покрашенные и ухоженные волосы средневековых монашенок, если предъявлены шокирующие нюансы справления ими туалета?), занимающими режиссёра большими вопросами Бога и Дьявола и связанной с этим провокационностью, без которой было никак не обойтись в ХХ веке.
Смотреть это кино — чистое детское удовольствие, хотя фильм вроде совсем недетский, подразумевающий даже скандальность: пытки, чума, сексуальные игрушки и масштабные лесбийские сцены в совершенно неподобающем для этого месте. Действие происходит в итальянском монастыре, куда поступает главная героиня Бенедетта (оригинальное название — Benedetta), с детства полагающая себя христовой невестой, поскольку время от времени вступает в близкие отношения с мессией — настолько близкие, что во всех правильных местах у неё появляются кровоточащие стигматы. А может быть Бенедетта сама расковыривает себе ступни и ладони осколком стекла, и ее устами иногда рычит дьявол? Верхувен не даёт однозначного ответа на этот животрепещущий вопрос — однозначность вообще не по части автора фильмов «Плоть + кровь» и «Основной инстинкт». Да, Бенедетта не смогла избежать «искушения» и в монастырской самоизоляции вступила в плотские отношения с Бартоломеей — простолюдинкой, спасённой ею от изнасилования собственным же отцом, но по мнению голландского режиссера любовь не может быть грешной, и нисколько героиню не компрометирует. В финальных титрах, тем не менее, сообщается, что в признании святости Бенедетте было отказано, хотя город, в котором находился ее монастырь, чудесным образом обошла чума, бушевавшая в близлежащей Флоренции.
Фильм Катрин Корсини «Перелом» (La fracture)
Фото: кадр из фильма.
В конкурсе показали и неожиданно удачный фильм французской постановщицы Катрин Корсини «Перелом» (La fracture): героиня блестящей комедийной актрисы Валерии Бруни-Тедески в попытке задержать намеревающуюся порвать с ней сожительницу падает, ломает руку и оказывается в приемном отделении обычного французского госпиталя. Все действие этой социальной комедии разворачивается именно там — и, судя по ней, с общедоступной медициной во Франции очень большие проблемы. В километровой очереди на рентген избалованная и невыносимая представительница среднего класса сводит знакомство с простым водителем грузовика, покалеченным полицией во время демонстрации «желтых жилетов». Острая критика в адрес Макрона и выстроенной им системы прилагается, но главное здесь, конечно, человеческий контакт, на секунду забрезживший в бесконечных и безнадежных политических спорах.
Фильм «Влюбленная Анаис» (Anaïs in Love) Шарлин Буржуа-Таке
Фото: кадр из фильма.
Показанный в рамках празднования 60-летия каннской программы «Неделя критики» французский же фильм «Влюбленная Анаис» (Anaïs in Love) Шарлин Буржуа-Таке — исследование характера современной молодой женщины (Анаис Демустье), не скованной ни историческими обстоятельствами, ни морально-нравственными ограничениями. Единственная проблема — клаустрофобия, боязнь закрытых пространств заставляет Анаис тащить велосипед на 17-й этаж. Зато на открытых просторах с Анаис не сравнится никто. Любила одного, потом сделала аборт и полюбила другого, в два раза старше первого. Потом, не поверите, полюбила его жену (все та же роскошная Валерия Бруни-Тедески). Легкость в мыслях необыкновенная: за квартиру платить нечем, зато можно пересдать ее приезжим корейцам. А серьезную болезнь матери использовать как оправдание своей беспечности. Не такая уж юная Анаис движется по жизни широкими прыжками, способная соблазнить хоть черта, хоть дьявола, но чего она реально хочет, к чему стремится, неясно даже ей самой. Но в ее отказе задумываться и брать заложников есть что-то по-французски очаровательное.
Фильм «Слабак» (Petite Nature/ Softie) Самуэля Файза
Фото: кадр из фильма.
Французскую панораму продолжил показанный в той же секции фильм «Слабак» (Petite Nature/ Softie) Самуэля Файза — душераздирающая драма из жизни малообеспеченных слоев французского общества. От других таких же ее отличает — зрелая и точная режиссура и выдающийся 10-летний герой, мальчик по имени Джонни, который непонятно каким образом завелся у своей матери, не умеющей писать и гулящей налево-направо киоскерши. Новый учитель, которого тоже неясно каким ветром надуло в эту дыру, дает мальчику надежду на то, что мир не ограничивается тем утлым убожеством, на которое его обрекла судьба. В самом этом знании уже заключается большая боль, но фильм, заставив несколько раз мысленно попрощаться с героем, все же оставляет надежду на то, что этот импульсивный ребенок, называемый собственной матерью «слабаком», будучи, конечно, намного сильнее ее, вырвется из страшных жизненных обстоятельств, навсегда покинув родной дом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Канны-2021: Люди и роботы выходят из строя
В конкурсе «Особый взгляд» показали новый фильм Алексея Германа-младшего «Дело» (подробности)
Канны-2021: Путь человека от аборта до эвтаназии
Медицинская и неврологическая тема активно представлена в этом году в фильмах знаменитого кинофестиваля. рассказывает кинообозреватель «КП» Стас Тыркин (подробности)
Канны-2021: Из жизни марионеток
Самый гламурный фестиваль мира открылся мюзиклом Леоса Каракса «Аннет» с участием Адама Драйвера Марион Котийяр. Подробнее — в колонке нашего кинообозревателя Стаса Тыркина