Кеннет Брана в фильме «Довод»
Кто-то уже успел окрестить новый триллер знаменитого Кристофера Нолана очередным триумфом нашей актерской школы, а все потому, что в «Доводе«, который выйдет на киноэкраны 3 сентября, засветился россиянин Юрий Колокольников. Увы, Юрий, играющий одного из помощников главного злодея, появляется на экране не слишком часто, да и реплик у него совсем немного. А вот самого злодея играет североирландец Кеннет Брана. Уважаемый британский актер и режиссер, пятикратный номинант на премию «Оскар», изображает нашего соотечественника, олигарха Андрея Сатора (и где только Нолан, ставший еще и автором сценария, выкопал эту «русскую» фамилию?). Сатор каким-то образом сумел вступить в контакт с нехорошими людьми из будущего — они поставляют ему опаснейшее оружие (инвертированные пули) и готовят к страшной миссии по уничтожению человечества.
Кеннет Брана и Элизабет Дебики в фильме «Довод»
Интересно, что когда-то русских в масштабных голливудских постановках (бюджет «Довода» — более $200 миллионов) играли в основном поляки и югославы, например, Раде Шербеджия (Борис «Бритва» в «Большом куше», Иван Третьяк в «Святом и тд), но сейчас, похоже, все поменялось. На первый план вышли британцы — тот же Кеннет Брана, который уже во второй раз получает роль русского олигарха. Вспомните шпионский триллер «Джек Райан: Теория хаоса» (2014) — там Кеннет изобразил российского миллиардера Виктора Черевина, тоже, кстати, очень плохого и серьезно настроенного уничтожить весь мир.
Кеннет Брана в фильме «Джек Райан: Теория Хаоса»
— Я надеялся нащупать в образе Черевина настоящего, реального человека — не хотелось увязнуть в стереотипах, — говорил Брана в беседе с корреспондентом «Комсомолки». — Правда, боюсь, я все равно выглядел не слишком убедительно, когда говорил в кадре по-русски…
В «Доводе» Брана тоже пытается говорить по-русски, и вновь выглядит не слишком убедительно. Ну а когда Андрей Сатор изъясняется на английском, то делает это с таким чудовищным акцентом (якобы русским), что хочется заткнуть уши. Примерно так же говорил и Черевин. У двух олигархов есть и другие объединяющие их детали биографии, но о них умолчим — они важны для развития сюжета «Довода».
Вы скажете, что один британец, дважды сыгравший русского — это еще не тенденция? Да, наверное. Но Кеннет Брана в «Доводе» не одинок — в картине появляется валлиец Эндрю Ховард, а уж он-то в последние годы вообще стал главным «россиянином» в мировом кино. В «Доводе» уроженец Кардиффа играет роль очень крутого и опасного парня, не то русского, не то украинца — Нолан, видимо, сам до конца не понимает, в чем тут разница. Герой Ховарда пытает главного героя, агента ЦРУ, пытаясь заставить того выдать своих коллег.
Знаете, какая по счету для Ховарда это «русская» роль? Шестая! Дебютировал Эндрю в качестве нашего соотечественника в картине «Области тьмы» (2011) — там он был орудующим в Нью-Йорке криминальным авторитетом Геннадием. В фильме «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок» (2011) герой Эндрю, названный Николаем, действовал уже в столице Таиланда. В третьей «Заложнице» (2014) его звали Максимом, но ремесло у него было прежнее — Макс служил бандитом. Также Ховард примерял и другие русские имена — Антон («Реальные воспоминания международного убийцы». 2016) и Олег («Анна», 2019). Не менялось только амплуа — бандит с постсоветского пространства. И дело не в том, что у Ховарда есть какие-то славянские корни, просто внешность у артиста очень уж подходящая — лысый, грубый, небритый. С языком Пушкина Эндрю совсем не дружит — достаточно послушать, как в «Заложнице» он произносит фразу: «Поехали бухать!». В «Доводе» Ховард тоже пытается балакать по-русски — лучше б не пытался.
Эндрю Ховард (справа) и Брэдли Купер в фильме «Области тьмы»
Впрочем, это вряд ли смутит продюсеров, и они наверняка еще не раз предложат и Эндрю Ховарду, и Кеннету Брана сыграть русских злодеев. Ну а «Довод» — очень амбициозный и очень спорный триллер с откровенно унылым афроамериканцем Джоном Дэвидом Вашингтоном в главной роли. При всем уважении к автору «Темного рыцаря» и «Интерстеллара», новое творение Кристофера Нолана если и можно назвать триумфом, то лишь в плане монополизации британцами ролей «плохих русских».
Эндрю Ховард в фильме «Довод».