Содержание статьи
Китайские демонстрации
Утро 30 ноября Буэнос-Айрес встретил нежданным парадом. Нежданным он был потому, что в нём участвовали не бравые аргентинские военные, что было бы логично, или местные рабочие, как можно было бы предположить по большому количеству красных флагов, а местные члены китайской диаспоры. Одетые в одинаковые красные футболки, вооруженные китайскими флагами и приветственными транспарантами, они заполонили центр аргентинской столицы, чтобы приветствовать приехавшего сюда на саммит «Большой двадцатки» главу Китая Си Цзиньпина.
Нечто похожее можно было увидеть год назад в США, когда китайский руководитель посещал эту страну с официальным визитом. Тогда улицы американских городов точно также затопили тысячи китайцев в майках с национальной символикой и с плакатами. Американские СМИ, впрочем, писали, что такое большое количество встречающих Си связано не с патриотическими чувствами бывших и нынешних китайских граждан, а с кропотливой партийной работой — якобы, чуть ли не каждый участник впечатляющей демонстрации получил на то приказ из Пекина. По мнению американских журналистов, Си Цзиньпину эта акция была нужна, чтобы получить моральную поддержку на предстоящих тяжелых торговых переговорах с администрацией США.
Нуждался в поддержке китайский лидер и теперь, когда его страна, наравне с Россией, признана в Вашингтоне главной угрозой национальной безопасности. Решать эту проблему председатель Си и отправился сразу после прилета. Перед началом G20 в Буэнос-Айресе собрались все члены БРИКС, включая Россию.
На этой встрече пять стран согласились, что любые односторонние меры в торговле, внедренные в последние годы, должны быть отменены, рассказал журналистам министр экономического развития РФ Максим Орешкин. Под этим он, конечно же, имел ввиду санкционнуюполитику ЕС и США, от которой страдает Россия и введение торговых пошлин, от которых страдает Китай. Исходя из этого, страны БРИКС предложат на саммите G20 создать рабочую группу, которая будет придумывать новые правила глобальной торговли.
Трамп против Путина
Свой шаг перед саммитом сделали и другие страны, которые можно условно назвать оппонентами БРИКС. Утром 30 ноября государства»Большой семерки» официально осудили действия РФ во время инцидента в Керченском проливе.
Одним из членов G7 по прежнему остаётся Япония, которая последние два года активно пытается добиться от России возвращения четырех Курильских островов. Японский премьер-министр Синдзо Абэ разработал целую программу разрешения застарелого территориального спора. Среди предложенных им мер — создание атмосферы доверия между Москвой и Токио. Как это сочетается с санкциями и дипломатическим давлением на Россию, не вполне ясно.
Возможно, Абэ-сан и сам чувствует возникшее противоречие. Придя на церемонию общего фотографирования, он прямиком отправился к Владимиру Путину, который уже был здесь. Судя по решительному виду Абэ, он хотел прямо тут, на месте, решить с «дорогим другом Владимиром» территориальную проблему. Но сделать ему этого не дали. Услужливые сопровождающие сразу после рукопожатия подхватили министра под руки и отвели на положенную по протоколу позицию. Случайно или нет, но она была среди других лидеров «Большой семерки». Абэ словно напомнили о его месте.
Впрочем, в этот момент все внимание перешло от Абэ к появившемуся в зале Дональду Трампу. Собравшиеся хорошо знали, что за день до прилета американский президент отменил готовившуюся встречу с Путиным, которая обещала стать самым громким событием саммита. Все хотели увидеть, как после такого дипломатического демарша будут себя вести два лидера. Они не разочаровали — оба словно проигнорировали друг друга. Трамп прошел буквально в метре от российского лидера, но неповернулся к нему и не пожал руку. Путин тоже не обратил на хозяина Белого дома никакого внимания.
Впрочем, чуть позже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал, что два лидера всё же поздоровались. Когда именно это произошло и в каком виде, он не уточнил.
Шерше ля фам
В любом случае, после несостоявшегося рукопожатия на фотосессии Путин расстроенным себя явно не чувствовал. Он по-приятельски протянул руку саудовскому принцу Мухаммеду бен Салману, и потом еще минут пять с ним что-то весело обсуждал. Оба лидера демонстрировали отличное расположение духа, над чем-то смеялись и в целом прекрасно проводили время в компании друг с другом. Это можно было бы даже посчитать вызовом Трампу, ведь Саудовская Аравия — давний и вернейший союзник США на Ближнем Востоке. И Трамп совсем недавно это еще раз подтвердил, отказавшись вводить против королевства санкции за убийство журналиста Джамаля Хашокджи.
Трамп, впрочем, демонстрировал полнейшую невозмутимость. Он был углублен в диалог с представителем Германии. Им, как это не удивительно, была не канцлер Германии Ангела Меркель. «Железная фрау», возможно, впервые жизни изменила немецкой педантичности и опоздала к началу саммита. Причем не на час или два, а почти на целый день.
Впрочем, винить ее за это не стоит. На пути Меркель в Аргентину неожиданно встала немецкая техника. Всего через час полета на правительственном авиалайнере отказала вся система коммуникации с землей. Самолет пришлось разворачивать обратно и срочно сажать в аэропорту Кельн-Бонн, который был не готов принимать столь высокую гостью. На посадочной полосе аэродрома велись работы по удлинению, и правительственному борту пришлось экстренно тормозить, чтобы не вылететь в кювет. А так как самолет был очень тяжелым (запасся большим количеством топлива для трансатлантического перелета), тормоза перегрелись и оказались непригодны для еще одной эксплуатации.
Фрау канцлер потребовался новый самолет, но резервный правительственный борт, находящийся в Берлине, не был подготовлен к полету. Меркель пришлось переночевать в Бонне, после чего её на военном самолете доставили в Мадрид, а уже оттуда она на обычном пассажирском рейсе отправилась в Буэнос-Айрес, где едва-едва поспела на торжественный прием и концерт в честь высоких иностранных гостей.
Судя по всему, именно воздушные приключения Меркель оказались в центре внимания Трампа в ходе разговора с её заместителем. Немецкий министр активно жестикулировал, судя по всему, показывая американскому президенту, какие именно фигуры высшего пилотажа пришлось совершить немецким пилотам, чтобы доставить фрау канцлер обратно на землю в целости и сохранности. Из его немого рассказа выходило, что самолет чуть ли не пикировал под прямым углом к земле. Трамп только сокрушенно качал головой в ответ. На Путина и своего близкого друга принца бен Салмана он, кажется, ни разу так и не взглянул.