В Дзержинске Нижегородской области в рамках I Открытого российского фестиваля отечественного кино «Черноречье Фест» проводится ряд мероприятий, посвященных памяти Изольды Извицкой, родившейся здесь. Глава города Дзержинска Иван Носков, президент кинофестиваля Сергей Новожилов и народные артистки России Татьяна Пилецкая и Валентина Теличкина возложили цветы к крыльцу актрисы в переулке Жуковского в Дзержинске. Также проводится уникальная выставка — афиша фильма «Сорок первый» на Каннском кинофестивале 1957 года, отреставрированное платье, в котором Изольда блистала на красной дорожке в Каннах, мебель и рояль из ее квартиры в Дзержинске, личные вещи, письма, фотографии и другое.
«В истории советского кино много славных имен, но Изольда Извицкая стоит особняком, — говорит глава города. — Великолепную Изольду Извицкую мы запомним Марюткой из фильма “Сорок первый” — молодой смелой женщиной, которая ничего не боится и готова отстаивать свои принципы до конца. Сколько ролей она могла бы сыграть, сколько характеров, сколько судеб перенести на экран! Но не сложилось. Мне очень жаль, что творческая судьба этой актрисы была столь короткой».
Извицкая ушла из жизни, когда ей было всего 38 лет. О её смерти сообщили в крошечном некрологе в мартовском выпуске 1971 года газеты «Советская культура».
К сожалению, красота и талант не гарантируют счастья. Как всё радужно начиналось! Окончив в родном Дзержинске среднюю школу № 2, Изольа с первой же попытки поступила во ВГИК, где училась на актерском вместе с Татьяной Конюховой, Руфиной Нифонтовой, Валентиной Березуцкой, Майей Булгаковой, Надеждой Румянцевой и другими.
Студенткой третьего курса сыграла в 1954 году сразу в двух фильмах — «“Богатырь” идёт в Марто» и «Тревожной молодости» А. Алова и В. Наумова.
Всемирная известность к Извицкой пришла в 24 года после картины Григория Чухрая «Сорок первый» 1956 года, получившей специальную награду X Каннского кинофестиваля. Фильм посмотрело около 25 млн человек, открытки с портретами артистки продавались во всех киосках «Союзпечати», журналы в США и Франции публиковали обложки с изображением Извицкой. Изольду наперебой приглашали сниматься советские режиссёры. Хотели снимать Изольду и в Голливуде, артистке поступил ряд предложений, но её, как и многих других актрис из СССР, не отпустили на съемки за рубеж.
Сломала красавицу неудачная личная жизнь. В ноябре 1954 года она вышла замуж за актёра Эдуарда Бредуна. Детей у них не было, что причиняло Изольде особые страдания. Эдуард Бредун не получая интересных ролей в кино, начал выпивать. Изольда составляла компанию любимому и в итоге пристрастилась к водке сама, с годами проблема с алкоголем только усугублялась. За 17 лет брака чего только не было в этой семье: и профессиональная ревность — Бредуну было неприятно, что его называют «мужем Извицкой», — и унижения, и рукоприкладство. Гримерам «Мосфильма» не раз приходилось замазывать синяки на лице Извицкой. Но иногда и они не могли скрыть последствия избиений, которые сносила от мужа актриса.
В четырёхсерийной военно-исторической драме режиссёра Сергея Колосова 1964 года «Вызываем огонь на себя», приуроченной к 20-летию Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне, Изольда Извицкая играла официантку Пашу из казино, подругу главой героини Анны Морозовой, советской разведчицы, радистки, руководителя интернациональной подпольной организации в исполнении супруги режиссера — актрисы Людмилы Касаткиной. Как рассказывала Касаткина в одном из интервью, несколько раз «Изольдочка приходила в таких кровоподтёках, что даже лучшие гримеры не могли замаскировать их. Тогда, если съемка отменялась по вине актера, ему не платили гонорар за съемочный день. Желая помочь Изольде, я шла к Сереже и говорила, что у меня болит сердечко, просила мужа перенести съемки. За это время лицо Извицкой хоть немного приходило в порядок и она могла дальше сниматься».
Многие задавали Изольде Васильевне вопрос, почему она не уходит от мужа, ведь Бредун издевается над ней. В ответ актриса говорила: «Он без меня пропадёт. Да и я никому, кроме него не нужна». Женщина, чью красоту воспевали мировые таблоиды после Каннского фестиваля, в браке потеряла веру в себя: супруг говорил ей, что таланта в ней нет, роль в «Сорок первом» ей досталась случайно.
В самом начале 1971 года Бредун неожиданно ушел к подруге Извицкой — обычной продавщице ковров. Этого Изольда пережить не смогла. Официально дата смерти актрисы — 1 марта 1971 года — именно в этот день её тело обнаружили в квартире на улице Мосфильмовской. Но, по заключениям медиков, тело пролежало на полу не менее недели. Подруга Извицкой актриса Татьяна Гаврилова рассказывала в интервью, что увидела открытую форточку в квартире Изольды ещё 23 февраля. На улице тогда стояли страшные морозы, поэтому Гаврилова сразу заподозрила неладное. Артистка обратилась в милицию, но ей ответили: «Наверное, она просто уехала куда-то».
В итоге квартиру открыли уже в марте — вызвали бывшего мужа звезды. Актер Эдуард Бредун своим ключом дверь открыть не смог — она была заперта с обратной стороны. Вскрыл квартиру слесарь из ЖЭКа. Зрелище было страшным. Изольда Васильевна лежала на полу. Увидев жену, Бредун с отвращением сказал: «Снова набралась, вставай!» Слесарь ему ответил: «Ты что, не видишь, она же мертвая!», указав на трупные пятна на лице Извицкой. В доме не было никакой еды, лишь кусочек хлеба. Умерла звезда советского кино в нищете.