Театр «Школа современной пьесы» находится в здании с удивительной судьбой. Оно горело и перестраивалось, за более чем двухвековую историю здесь были ресторан, издательство, стоматологическая поликлиника… Узнать некоторые тайны, которые хранят эти стены, можно из спектакля «На трубе». На премьере побывал корреспондент «Дни.ру».
«Бродилки» с иммерсивным уклоном – не редкость для театральной Москвы. Ближайший аналог премьеры «Школы современной пьесы» – фантастический променад «Декалог на Сретенке» в постановке Никиты Кобелева, идущий в Театре Маяковского. Он рассказывает историю одной из древнейших столичных улиц. Трубная площадь и Неглинка – места в Первопрестольной не менее известные, не воспользоваться этим было бы грешно.
Примерно так рассуждал режиссер и худрук театра Иосиф Райхельгауз, задумав интересный по форме и воплощению спектакль. Сегодня, когда после долгого ремонта здание театра обрело новые помещения и вернуло роскошь залов исторических, как говорится, сам Бог велел водить тут экскурсии – в увлекательной театральной форме. Постановщик собрал всех звезд театра – Ирину Алферову, Татьяну Веденееву, Александра Галибина, Владимира Шульгу, Владимира Качана… Это самый «густонаселенный» спектакль – в нем заняты три десятка актеров, практически вся труппа.
Перед началом зрители делятся на несколько групп – «Чехов», «Горький», «Толстой», и начинается путешествие по эпохам. Вот все сидят за столом на празднике по случаю Татьянина дня, когда профессора до чертиков напиваются вместе со студентами. Вот видят, как рождается знаменитая речь Достоевского о Пушкине. Считается, что впервые она была произнесена 8 июня 1880 года на заседании Общества любителей российской словесности. Как уверяют авторы спектакля, это случилось раньше и именно в этих стенах. Указанная сцена – одна из самых оригинальных в спектакле: Федор Михайлович в анатомическом театре препарирует погибшего поэта, «невольника чести»…
А вот гости оказываются на кухне ресторатора Оливье, который придумал здесь свой знаменитый салат. Можно не только узнать секрет правильного блюда и понаблюдать за его приготовлением, но и попробовать – угощают всех!
Авторы спектакля не стремились делать из знаменитостей, которые в разное время бывали в этих стенах, бронзовые памятники. Скорее наоборот. Чего только стоит рассказ о Чехове, который, оказывается, регулярно навещал девиц легкого поведения! «Я пела в оперетте, была звездою,/Теперь я перед вами трясу ***!» – поет Антону Павловичу кокотка. «Я пела, веселилась на ночь глядя,/ А люди говорили: «Резвятся ***!» – вторит другая. И не надо морщить носы – все это было здесь, было…
Была и свадьба известного своими гомосексуальными наклонностями композитора Петра Чайковского с его ученицей Антониной Милюковой, с которой он прожил 16 лет. Гуляли молодые тоже в этом здании, хотя на торжественном обеде присутствовали всего четыре человека, включая сестру невесты и любовника жениха. Об однополой любви великого композитора тактично и деликатно зрителям рассказывает Ирина Алферова.
Во второй части спектакля зрителей приглашают в главный зал легендарного ресторане «Зимний Эрмитаж». На сцене поют Александр Вертинский (в реальности он тут не выступал) и Федор Шаляпин, веселые барышни пляшут канкан, звучат стихи, рекой льется шампанское, а с потолка улыбаются барочные купидоны – как и в ту далекую пору, в которую на два часа переносит спектакль «На трубе».