Дочь прославленного режиссера, народного артиста СССР Марка Захарова рассказала, как работала с отцом в кино
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА
Накануне 90-летия со дня рождения Марка Захарова в Москино прошел его юбилейный вечер, на который пришла дочь режиссера – Александра Захарова. Вечер был посвящен съемкам фильма «Формула любви» — о приключениях графа Калиостро в России. Александра Захарова сыграла дворовую девку Фимку.
Премьера фильма была 30 декабря 1984 года, а на следующий день, 31 декабря, — день рождения Семёна Фарады, сыгравшего в картине Маргадона, подручного Калиостро. Фарада отмечал день рождения в ресторане. Вместо поздравления гости дружно запели «Неаполитанскую песенку», более известную как «Уно-уно моменто». Никто, конечно, не знал, что вокальную партию в фильме за Фараду спел композитор Геннадий Гладков. Он же сочинил музыку и слова для этого псевдоитальянского романса. Слова не имели никакого смысла, это была чистая абракадабра, придуманная Гладковым. У Александры Захаровой-Фимки был свой «итальянский монолог», который она без запинки по памяти прочитала на творческой встрече: «Престо! Престо, синьоре! Дезоро мио! Санта мария бергарито переме аморе манон дементи кейре!».
— Всё-таки загадочно устроена актерская память, — Александра сама была удивлена. – «Формула любви» Марка Захарова — «фильм-цитатник» (автор текста — Григорий Горин – Ред.).
Александру Захарову в шутку спросили: «Как вы попали в этот фильм?».
— По блату, — шуткой она и ответила. — Мне очень хотелось сыграть героиню — Марию Ивановну, но папа сказал – не надо (эту роль сыграла Елена Валюшкина – Ред.). Потом я хотела сыграть итальянскую женщину (итальянку Лоренцу сыграла Елена Аминова — Реб). Папа снова сказал: «Не надо… Будешь играть Фимку. Хорошая роль, её запомнят». Ну Фимку так Фимку…
Накануне 90-летия со дня рождения Марка Захарова в Москино прошел его юбилейный вечер, на который пришла дочь режиссера – Александра Захарова.
Фото: Анастасия ПЛЕШАКОВА
На съемках Александра сломала палец на ноге. «Как же я буду танцевать?» — она надеялась на отеческую жалость. Но Захаров был непреклонен: «Значит, будешь танцевать со сломанным пальцем». Кстати, Нодар Мгалоблишвили, игравший графа Калиостро, тоже сломал ногу в первый же съемочный день. Он спрыгнул со второго этажа гостиницы, желая произвести впечатление на какую-то девушку, и неудачно приземлился.
Когда Захаров увидел Калиостро в гипсе, он схватился за сердце: великий магистр и на костылях! Выход нашел оператор Владимир Нахабцев: во многих сценах вместо ног Мгалоблишвили он снимали ноги композитора Геннадия Гладкова, написавшего музыку к фильму. Ну а потом это «недоразумение» исправили с помощью монтажа. Но если ноги графу Калиостро подарил Гладков, то роскошный, бархатный голос — Армен Джигарханян. У Надара Мгалоблишвили был неподходящий для этой роли высокий голос.
Александра Захарова рассказала, как они с Александром Абдуловым (подручный Калиостро – Жакоб) снимались в сцене на сеновале. «Лежим в сене. Саша мне говорит: «Ты знаешь, здесь же клещи, жуки разные ползают»… Меня охватил ужас. А Саша напугал меня до смерти и мирно заснул, пока оператор выставлял свет». Ко всем актерам Марк Захаров обращался на вы и по имени-отчеству.
— У нас в «Ленкоме» так было принято. Марк Анатольевич знал по имени-отчеству всех работников театра, от гардеробщиков до народных артистов, — говорит Александра Захарова.
— Ко всем относился уважительно. Мне больно пересматривать фильмы отца. После его ухода прошло всего 4 года. Но за это время многое изменилось. И в нашем театре тоже. Папа окружил меня и маму такой любовью и заботой, что мне трудно сейчас без него, без мамы. В любой ситуации я стараюсь представить, что бы сказал папа. Если говорить о его заветах, наверное, его главный завет: держаться, несмотря ни на что, и не унывать… Стараюсь этому следовать.