Экспорт скандинавских актеров на западные берега продолжается, и теперь, вслед за Александром и Биллом Скарсгардом, Юэлем Киннаманом и Алисией Викандер, в американском кино можно увидеть еще одного шведа — Сверрира Гуднасона. Хорошо известный у себя на родине, на американских (и российских) экранах Сверрир появился в прошлом году, когда в прокат вышел фильм «Борг/Маккинрой». В этой спортивной драме о противостоянии двух теннисистов актер сыграл легенду тенниса Бьорна Борга, а его противником – Джоном Маккинроем – стал Шайа ЛаБаф.
Фильм называли одним из фаворитов на прошлом кинофестивале в Торонто, а самого Гуднасона «взяли на карандаш» голливудские директоры по кастингу. Год спустят фильм с участием актера вновь показывают во всех кинотеатрах мира, и персонаж у него не менее значимый: в фильме «Девушка, которая застряла в паутине» Сверрир играет журналиста Микаэля Блумквиста из книжной трилогии «Миллениум» писателя Стига Ларссона.
Сверрир Гуднасон на презентации «Девушки, которая застряла в паутине» в Стокгольме
До этого роль упорного и упрямого репортера исполняли шведский актер Микаэль Нюквист и британец Дэниел Крейг, но самого Гуднасона третье место в этой актерской очереди не смущает. Его фильм — не ремейк, а логическое продолжение старых фильмов о девушке с ирокезом и татуировкой дракона. А сам он — совсем не Дэниел Крейг и доволен собой и без этого. Что и подтверждает своими высказываниями.
Про своего героя
Кто-то считает, что я слишком молод для роли Микаэля Блумквиста. Но мне вообще-то уже 40 лет, да и режиссера фильма Федерико Альвареса мой возраст не смутил. Кстати, именно Федерико предложил мне эту роль: он приезжал ко мне на съемки в Брюссель несколько раз, мы познакомились, пообщались, и я решился принять участие в этом проекте. Мы не снимали ремейк старых фильмов, наша картина – экранизация книги Дэвида Лагеркранца, который написал своеобразное продолжение трилогии «Миллениум» Стига Ларссона. В начале нашей «Девушки, которая застряла в паутине» мы видим Микаэля в не самый легкий период его жизни. Его уволили из газеты, где он работал, он не видел Лисбет уже три года, но неожиданно она вновь появляется и просит его о помощи. Они возобновляют совместную работу и все больше понимают, что как никогда нужны друг другу.
Режиссер Федерико Альварес и актеры Клэр Фой и Сверрир Гуднасон на презентации «Девушки, которая застряла в паутине» в Стокгольме
Про повторы
С одной стороны, довольно странно браться за роль, которую до тебя сыграли уже несколько человек. А с другой – для нас, актеров, это как раз в порядке вещей: мы же не оглядываемся на всех, кто играл Гамлета до нас, когда нам предлагают роль принца Датского. На мой взгляд, главное — правдоподобно изобразить своего персонажа. Это я и старался делать.
Про Клэр Фой
Я, конечно же, видел Клэр в «Короне». Мне кажется, она совершила отличную трансформацию: превратилась из королевы Елизаветы II в немного сумасшедшую неформалку Лисбет. Поскольку Клэр отличная актриса, обе эти роли удались ей прекрасно. На съемках она всегда была суперсосредоточена, но за кадром умела создать на площадке очень дружелюбную атмосферу, что для такого мрачного проекта очень ценно. Конечно, она играет другую Лисбет Саландер, а не подражает Руни Маре или Нуми Рапас, исполнявшим эту роль ранее, — просто потому, что она другая актриса. Так и я: никогда не смогу быть Дэниелом Крейгом и не вижу смысла пытаться это сделать.
Клэр Фой в роли Лисбет Саландер в фильме «Девушка, которая застряла в паутине»
Про женщин-героинь
В моем детстве и юности главными героями в шведских, американских и любых других фильмах всегда были мужчины. Но теперь наконец мы видим в кино во главе угла женщину, причем не просто женщину, а практически супергероиню. Времена изменились, и это не может не отразиться на кино. Если бы мне предложили подобрать для Лисбет Саландер мужской аналог из классических боевиков прошлых лет, я бы назвал… почему-то сразу подумал про того парня из «Крокодила Данди» (Смеется.). Нет, на самом деле Лисбет — в какой-то степени новый Джеймс Бонд. Она знает все про самые разные гаджеты и компьютеры, умеет драться и чертовски умна. Чем не спецагент?
Про детство
Я родился в Швеции, но вырос в Исландии: родители переехали туда по учебе, когда я был совсем маленький. На родину вернулся в 12 лет и уже тогда выучил шведский. Но в школьный театр начал ходить еще в Рейкьявике. Не то чтобы у меня была какая-то мечта стать актером или мысли о высшем предназначении — мне просто очень нравилось находиться на сцене и что-то изображать. Что, согласитесь, довольно хорошие новости для ребенка 10 лет. Наверное, свою роль в этом сыграло и то, что в одной из первых пьес я играл директора школы, в которой учился. Это была сатира, и я тогда от души повеселился. К счастью, сам директор, который видел мое выступление, оказался с чувством юмора и оценил мою игру.
Сверрир Гуднасон в роли Микаэля Блумквиста в фильме «Девушка, которая застряла в паутине»
Про актерскую профессию
Когда ты делаешь что-то, что тебе нравится, то иногда даже готов заниматься этим бесплатно. То же самое я могу сказать про свои занятия актерским мастерством. К счастью для меня, мои «работодатели» этого факта не знают.
Про свои корни
Я очень рад, что все больше европейских и скандинавских актеров появляются в западном кино. Сами посудите: мы сейчас снимали кино про Стокгольм по шведской книге. Круто, что мы делали это в настоящей Швеции с настоящими шведами, а не с американцами, имитирующими шведский акцент. Этот фильм — пока мой самый масштабный проект. Так что в первую очередь меня удивляло количество людей на площадке: много людей, много денег, большие бюджеты. Хотя самой сути работы это не меняет: у тебя есть сценарий, есть партнер, и ты должен сделать вместе с ним или с ней сцену. А все остальное не имеет значения.
Про популярность Скандинавии
Думаю, для всего остального мира наш образ жизни и наше кино является эдакой экзотикой: холодная погода, вечная темнота, все очень мрачные. Наверное, на Западе это в новинку. Как бы я вкратце описал нашу ментальность? Мы, шведы, менее разговорчивы, это точно. И все, мне больше нечего сказать — как видите, я и сам тоже не особенно болтлив.