После роли в спектакле «Банкрот» Наталья Гундарева прочно заняла место ведущей актрисы театра имени Маяковского. На пути к успеху целеустремленную артистку не могло остановить даже соперничество с Татьяной Дорониной, которая в итоге покинула «Маяковку».
Наталья Георгиевна много работала: снималась в кино, гастролировала с театром. Почти все ее романы начинались на сцене. Многие избранники актрисы были женаты, однако ради дерзкой и яркой Гундаревой бросали семьи. Трижды артистка выходила замуж, но лишь последний супруг сумел сделать ее счастливой.
28 августа Наталье Гундаревой могло исполниться 71, но еще 14 лет назад она скончалась после затяжной болезни. Талантливая актриса и яркая женщина умерла в 56. Что же приблизило ее ранний уход: работа на износ, душевные раны или же сожаления о прошлых ошибках?
БОРЬБА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ
Наталья Гундарева появилась на свет в Москве в семье простых инженеров. Родители обожали театр, и любовь к искусству словно по наследству передалась от них к дочери. Каждый спектакль ребенок воспринимал как чудо и праздник. В школе девочка начала заниматься в драмкружке, а впоследствии признавалась: сцена помогла ей справиться с комплексами — юная актриса считала себя полноватой.
Однако стать профессиональной артисткой Гундарева не мечтала, наоборот, называла выступления детским увлечением и хотела пойти по стопам мамы и папы. По окончании школы девушка устроилась работать помощницей главного инженера в конструкторское бюро. Наталья посещала курсы в строительном вузе, когда неожиданно решила попытать счастья в Щукинском училище. Блестяще сдав экзамены, она поняла, что сделала правильный выбор.
Окончив вуз, из всех приглашавших ее на работу учреждений Наталья Георгиевна выделила театр имени Маяковского, впоследствии прослужив там до конца дней. Несколько лет режиссеры не доверяли актрисе значительные роли, но в 1974-м после спектакля «Банкрот», где Гундарева сыграла Липочку, о ней заговорила вся Москва.
Друзья Натальи Гундаревой рассказали о ее тайной вражде с Татьяной Дорониной
Если раньше звездой «Маяковки» называли Татьяну Доронину, теперь постановщик Андрей Гончаров продумывал программу с расчетом на Наталью Гундареву. Актрисы не могли ужиться друг с другом. Знакомые Гундаревой не скрывали: конфликт между конкурентками был так силен, что доходило до драки.
«Когда они начали репетировать, Наташа дала по физиономии Татьяне Васильевне, была такая рукопашная. С этого момента она стала полновластной царицей театра. Это были очень сильные женщины, одна из них должна была уйти, — вспоминала Татьяна Васильева в программе «Далекие близкие».
К успеху в театре вскоре прибавились и победы в киноиндустрии. В 1966-м Гундарева получила первую эпизодическую роль в картине «Хмырь», но заметили ее после выхода ленты «Здравствуй и прощай». В мелодраме «Сладкая женщина» артистка сыграла сразу троих персонажей, за что журнал «Советский экран» даже признал ее актрисой года. Она блистала в трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» и в «Зимнем вечере в Гаграх».
В середине 80-х актрисе пришлось на несколько месяцев оставить работу: она попала в аварию и нуждалась в восстановлении после травмы. Триумфальное возвращение звезды в театр и кино порадовало поклонников. Окружающие недаром называли ее царицей и королевой — амплуа оправдывало высокий статус. В 90-е она воплотила на экране императрицу в ленте «Виват, гардемарины!», княгиню в «Чокнутых», генеральшу в «Криминальном танго». Зрители высоко оценили игру Натальи Георгиевны в фильме «Небеса обетованные». В последний раз на экране Гундарева появилась в роли свахи из «Саломеи». Тогда ей было только 52 года, но обстоятельства вынудили артистку завершить карьеру.
В ПОИСКАХ ЛЮБВИ
Может, у Натальи Гундаревой и имелись комплексы по поводу внешности, но окружающие мужчины не замечали ее недостатков. При этом отношения со сверстниками у актрисы не складывались: ухажеры попросту не могли дать ту поддержку, в которой она нуждалась.
Знакомые утверждали, что артистка постоянно находилась в состоянии влюбленности. Часто Гундарева впутывалась в служебные романы, которые заканчивались для нее глубокими душевными ранами. Так, она встречалась с коллегой Владом Долгоруковым. Пара хотела сыграть свадьбу, но родители оказались против этого союза. После разрыва с избранником Наталья Георгиевна недолго оставалась в одиночестве и сблизилась с режиссером Леонидом Хейфецем.
Вместе с драматургом актриса работала над телеспектаклем «Обрыв». За время съемок Хейфец так привязался к артистке, что, несмотря на уговоры друзей, оставил жену. По иронии судьбы маме режиссера, как и родителям Долгорукова, не понравилась Наталья Георгиевна.
«Мой сын был женат на прекрасной женщине из интеллигентной семьи. Ее мама — герой войны, грудь в орденах. Мне нравилась сноха, все было замечательно, если бы не встреча Лени с Гундаревой, — возмущалась мама Хейфеца. — Из-за нее Леня развелся».
Режиссер был на 14 лет старше Натальи Гундаревой и имел определенные представления о том, как должны строиться отношения супругов. Когда они поженились, карьера актрисы пошла в гору, а после успеха «Сладкой женщины» она постоянно пропадала на съемках, не успевая заниматься хозяйством. Мелкие ссоры вошли в привычку, а последней каплей, поставившей крест на браке, стал аборт Гундаревой.
«Наташа очень любила Хейфеца, — откровенничала преподавательница актрисы Евгения Галкина. — Не могу рассказывать все, но так сложились обстоятельства, Наташа была вынуждена лишить себя возможности родить ребенка. После этого она больше не могла иметь детей. И всю жизнь горевала из-за этого. Сколько плакала… В этом была самая большая боль и трагедия, которую она переживала всю жизнь».
Следующий возлюбленный актрисы был моложе нее. Наталья Георгиевна разыгрывала страсть с начинающим артистом Виктором Корешковым в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда», а вскоре чувства воплотились в реальности. Как в прошлый раз, избранник оказался женат. Чтобы получить развод, он соврал супруге Наталье Хорохориной о беременности Гундаревой.
Наталья Хорохорина об измене Виктора Корешкова с Гундаревой: «Он ей был не нужен»
Сработала ли поговорка «На чужом несчастье счастья не построишь», но брак Натальи Георгиевны и Корешкова продлился лишь пару лет. Супруг изменял Гундаревой с певицей, и долго терпеть любовный треугольник она не могла.
В жизни актрисы были и тайные романы, во многом изменившие ее мировоззрение. Несколько лет она встречалась с Александром Фатюшиным, пока тот не влюбился в Елену Мольченко, на которой в итоге женился. Также кинодива скрывала связь с футболистом Александром Минаевым. Он изменил избраннице, разрушив тем самым отношения.
В 80-е в актерских кругах судачили и об истории любви Гундаревой и Сергея Насибова. Едва расставшись с матерью своего ребенка Екатериной Дуровой, артист закрутил роман с Натальей Георгиевной. Страстные отношения продлились три года.
Близкие Натальи Гундаревой открыли ее личные тайны
Последним мужем артистки стал партнер по театру Михаил Филиппов. Роман начался на летних гастролях: прогулки на свежем воздухе, купание в реке, пение птиц — благоприятная обстановка способствовала обострению чувств. У обоих не ладилась личная жизнь, но, устремившись друг к другу, актеры сумели обрести счастье. Вместе они провели 19 лет, до самой смерти Натальи Георгиевны.
ТРАГИЧНЫЙ ФИНАЛ
Окружающие завидовали Гундаревой и Филиппову: настолько идеальной со стороны казалась пара. Они действительно жили в гармонии, лишь одно беспокоило актрису — она не сумела подарить любимому ребенка. До конца дней артистка жалела о сделанном в молодости аборте, но изменить ничего не могла.
В фильме «Однажды 20 лет спустя» Наталья Георгиевна играла мать-героиню, а в реальности — это было лишь несбыточной мечтой. Она научилась лгать окружающим, что не хочет детей, якобы театр способен заменить эту потребность. Но близкие признавались: актриса называла отсутствие наследников платой за успех.
Она не отчаивалась, посвящала все свободное время мужу и при этом на все сто процентов выкладывалась на работе. К 2000-м Наталья Георгиевна сильно похудела и сделала пластическую операцию. Преображение артистки поклонники оценили в картине «Саломея». Беда постучалась в дом внезапно: в июле 2001-го у Гундаревой случился гипертонический криз, перешедший в инсульт.
«Думаю, инсультом Бог просто меня остановил, ведь долгие годы я не жила, а просто существовала в режиме безумной гонки. Через силу вставала каждое утро с постели, накачивала организм кофе и никотином, а дальше — нескончаемая карусель репетиций, примерок, кинопроб, телесъемок», — признавалась актриса.
После приступа артистка долго не могла прийти в себя. Как бы ни было тяжело, она продолжала неистово бороться за жизнь. Годы реабилитации не прошли даром: Гундарева даже начала учить роль, готовилась к спектаклю. Родные верили, что она выкарабкается. К сожалению, к осени 2004-го здоровье звезды ухудшилось, а 15 мая 2005-го она скончалась от повторного инсульта.
Ходили слухи, что незадолго до смерти Наталья Гундарева просила передать извинения Татьяне Дорониной, которую обидела много лет назад, вытеснив из театра. Обе артистки достигли успеха в профессии, делить больше было нечего, а душа Натальи Георгиевны жаждала прощения. Как и все люди, она совершила в жизни много ошибок, о которых годами жалела. Но в памяти близких актриса навсегда осталась сильной, смелой и талантливой.
По материалам «КП», Biography-Life.
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Небеса обетованные», кадр из фильма «Однажды 20 лет спустя», кадр из фильма «Саломея»