Мохаммед Лахдар-Хамина ушел из жизни 23 мая — в тот самый день, когда в Каннах показывали его главный фильм, «Хроника огненных лет». Совпадение, которое звучит как кадр из его же кино: немного символизма, немного судьбы и целиком — история.
Алжирец с европейским киноязыком, поэт в мире политического кино и хроникер колониального перелома. Лахдар-Хамина снял не так много, но каждый его фильм можно считать серьезным вкладом в мировой кинематограф.
Вот три работы, с которых стоит начать знакомство с алжирским мастером.
Содержание статьи
«Хроника огненных лет» (1975) / «Chronique des années de braise»
В главных ролях: Йорго Вояджис, Хассан Эль Амир
Оценка на IMDb: 7.3
Фильм, с которым он вошел в историю — и не просто как режиссер, а как единственный африканский обладатель «Золотой пальмовой ветви» за всю историю Канн. Это масштабная притча о сопротивлении, восстании, свободе — и обо всем, что стоит за этими словами.
В центре — персонаж по имени Ахмед, который проходит путь от простого крестьянина до активного участника войны за независимость. Но «Хроника» — не только о героизме. Лента исследует истоки движения сопротивления и показывает жестокость французского колониального правления.
«Ветер с гор Орес» (1967) / «Rih al awras»
В главных ролях: Келтум, Мохаммед Чуйх, Омар Тайаре
Оценка на IMDb: 6.6
Здесь все гораздо тише — но от этого не менее страшно. Во времена французской оккупации крестьянка теряет мужа, и вскоре ее единственного сына забирают солдаты. С этого начинается ее путь: от лагеря к лагерю, по горам, с парой куриц под мышкой и одним только желанием — найти ребенка.
Лахдар-Хамина превращает эту дорогу в почти мифическое путешествие, избегая при этом пафоса. Это фильм о материнской любви, которая сильнее страха, бедности и войны. Один из первых роуд-муви в алжирском кинематографе.
«Декабрь» (1973) / «Decembre»
В главных ролях: Мишель Оклер, Жюльен Гиомар
Оценка на IMDb: 5.9
И, наконец, «Decembre». По сюжету один из лидеров сопротивления оказывается в руках французской армии. Его пытают, но камера не показывает ни одной сцены насилия. Только лица. Только звуки. Только то, что остается за кадром — и бьет сильнее любого визуального шока.
Фильм вдохновлен судьбой отца режиссера. Здесь нет лозунгов — только этическое столкновение. И ты, как зритель, оказываешься между двух огней — между приказом и совестью.
У Лахдар-Хамины было немного фильмов, но каждый из них — как открытая рана. И в этой боли было что-то честное, что-то очень человеческое. А ранее мы в uznayvse.ru рассказывали о фильмах победителя 78-го Каннского кинофестиваля Джафара Панахи.