Только отгремели аплодисменты в адрес победителей XVII Международного конкурса им. Чайковского, как в Москве на базе Концертного комплекса «Филармония-2» 3 июля стартовал не менее значимый музыкальный смотр — Шестой Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра.
Содержание статьи
Как поддержать артиста
Соревноваться (если этот термин применим к классической музыке) будут по 14 специальностям: струнные инструменты (скрипка, альт, виолончель, контрабас), деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот), медные духовые инструменты (валторна, труба, тромбон, туба), ударные инструменты, арфа.
В состав жюри входят лучшие российские музыканты и преподаватели главных музыкальных вузов России. Победителям в каждой специальности будут присуждены денежные премии (I премия — 200 000 руб., II премия — 150 000 руб., III премия — 100 000 руб). Но деньги пусть и важная составляющая победы, но все же не главная. Гораздо важнее, что по решению жюри нескольким участникам будет предложена работа или стажировка в Российском национальном молодёжном симфоническом оркестре (РНМСО). Этот оркестр, в который входит 117 исполнителей из 42 регионов России, был создан в 2018 году благодаря нацпроекту «Культура». Да и конкурс, который теперь каждый год проводит Московская филармония, также появился благодаря нацпроекту «Культура».
Участвовать в нем могут музыканты в возрасте от 20 до 28 лет. Обязательное условие — наличие высшего профильного образования или учёба в профильном музыкальном вузе. Ну и воля к победе, конечно. Побороться тут есть за что — конкурс позволяет не только усовершенствовать свои навыки, это еще и своеобразный карьерный лифт для молодых дарований, ведь за этим конкурсом следят руководители лучших оркестров страны. И молодые музыканты это прекрасно понимают. За пять лет на конкурс поступило 1382 заявки, в прослушиваниях участвовали 893 музыканта со всей страны. Заявки на участие в пятом конкурсе в 2022 году подали 275 музыкантов из 49 регионов России, 107 городов и населенных пунктов. В очных турах приняли участие 177 музыкантов. Лучшие из них, не занятые в ведущих российских коллективах, были приглашены в состав Российского национального молодежного симфонического оркестра.
Но почему вдруг такая неожиданная направленность конкурса — артисты оркестра? Дело в том, что большая часть форм поддержки молодых исполнителей, которые существуют сегодня в России, ориентирована на будущих солистов, тогда как 90% выпускников оркестровых факультетов ведущих музыкальных вузов страны становятся артистами оркестра. Чтобы они не чувствовали себя обделенными вниманием и заботой государства, и появился этот конкурс.
«Победит тот, кто сыграет точнее»
О том, насколько полезно участие в этом конкурсе, лучше всего расскажут победители прошлогоднего состязания. К примеру, Дмитрий Соколик из Республики Крым. Дмитрий с музыкой идет по жизни, периодически, правда, совершая крутые виражи. В музыкальную школу в Ялте он пришел в 6 лет. Занимался сразу по двум классам фортепиано и хорового пения. А потом вдруг выбрал… тромбон. Перемены оказались к лучшему. Он успешно делает карьеру, выступает с оркестрами и сольно, служил концертмейстером группы тромбонов Концертного симфонического оркестра МГК под управлением А.А. Левина и регулятором группы тромбонов Оперного театра Московской консерватории. Именно в номинации «Тромбон» Дмитрий в прошлом году стал обладателем 1 премии Пятого Всероссийского Конкурса Артистов Симфонического Оркестра. «Участие в конкурсе дало мне мотивацию к повышению моей квалификации: новые концерты-обыгрывания и знакомства. Благодаря конкурсу артистов симфонического оркестра я начал уделять больше внимания оркестровым выпискам, что добавляет уникальности конкурсу, так как в России нет таких состязаний. После победы я почувствовал уверенность в том, что польза от оркестрового конкурса гораздо большая, нежели от сольного, так как затрагивает оба аспекта игры на музыкальных инструментах», — объясняет Дмитрий.
Ещё одна победительница — Галина Мальян — выпускница Московской государственной консерватория имени П. И. Чайковского. «Что теперь моя жизнь? Игра!» — с добрым юмором написала Галина на своей страничке в соцсети, опубликовав там фото, на котором она позирует с инструментом на фоне Большого театра. Лауреат многих премий международных конкурсов, Галина активно участвует в концертной жизни Москвы и России, выступает и с оркестрами, и сольно. И не упускает те шансы, которые может дать Всероссийский конкурс артистов симфонического оркестра. Эта вершина ей покорилась не с первого раза. Галина участвовала в конкурсе трижды, и только в третий раз выиграла премию. «Говорят, что если идешь на конкурс, то нужно нацеливаться на первую премию. Соглашусь с этой мыслью, но с оговорками. Когда я подавала заявку на конкурс, я больше хотела испытать себя и показать на сцене весь свой накопленный профессионализм на тот момент. Выступить хорошо и приобрести опыт, отличный от других конкурсов. А специфика заключается в том, что тебя рассматривают не только как сольного музыканта, а еще и как артиста оркестра, который должен уметь переключать манеру и подачу своего исполнения в зависимости от репертуара. Это сложная задача. Потому что музыканты с детства учатся выступать на сцене, исполняя целые сольные произведения, а тут нужно уметь буквально за 10 тактов оркестрового отрывка, вырванного из всей партитуры, суметь сконцентрироваться и выполнить максимум задач. 10 тактов — это не так много, казалось бы, но опытное ухо сразу поймёт, знает ли исполнитель музыку, знает ли подводные камни этого отрывка, соблюдает ли темп, смену динамики. Большинство музыкантов хоть раз в своей жизни играют конкурс в оркестр, и, как правило, выигрывает не тот, кто сыграет интереснее и музыкальнее других, а тот, кто сыграет стабильнее и точнее. А это приходит с опытом выступлений на таких конкурсах», — делится своими размышлениями Галина Мальян, обладательница 1 премии Пятого Всероссийского Конкурса Артистов Симфонического Оркестра в номинации «Виолончель».
«Настоящий праздник искусства»
Давид Ружавинский из Москвы в этом конкурсе побеждал уже дважды. Если в 2021-м он смог завоевать только III-ю премию, то в прошлом году Давид стал уже обладателем I премии Пятого Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра в номинации «Контрабас». Стипендиант и постоянный участник концертных программ Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова с 2016 г., Ружавинский уделяет большое внимание самообразованию. Он участвовал в мастер-классах таких контрабасистов, как Эрик Хансен, Артём Чирков, Томас Мартин, Энрико Фагоне, Рустем Габдуллин, Василий Андреев и др. А новая победа принесла музыканту еще одно звание. «Благодаря победе в конкурсе родной вуз (РАМ им. Гнесиных) выдвинул мою кандидатуру на звание лучшего ученика года, которое я в последствии и получил. Могу сказать, что для многих специальностей этот конкурс — редкая и такая необходимая возможность продемонстрировать свой профессиональный уровень и наметить для себя будущие исполнительские ступени. В России нет другого подобного конкурса, а ведь для многих молодых музыкантов это первый опыт формата „конкурс в оркестр“», — говорит музыкант.
Серафим Волков из Санкт-Петербурга забрал II премию ВКАСО 2022 года в номинации «Виолончель». Он тоже не упускает случая поучиться у старших, опытных, талантливых — Серафим участвовал в мастер-классах виолончелистов мирового уровня: Д. Герингаса, М. Роуси, Ж. Перно, Н. Гутман, В.Э. Шмидта, Й.П. Майнца. В его послужном списке — сотрудничество с оркестром MusicAeterna и оркестром Санкт-Петербургской филармонии. «Победа в конкурсе является настоящим символом творческого единения и праздником искусства. Желаю каждому конкурсанту воспользоваться этой уникальной возможностью заявить о себе, поработать с ведущими мастерами музыкального искусства», — рассказывает победитель.