29 ноября празднует свой день рождения Евгений Миронов — народный артист России, руководитель столичного Театра Наций. По примеру своих знаменитых земляков — Олега Табакова и Олега Янковского он приехал покорять Москву, и она ему подчинилась.
Накануне дня рождения Евгения Миронова «СтарХит» связался с его самыми близкими людьми. Они поздравили его с 52-летием.
«Сейчас празднуем Женин день рождения так — где «ухватим» брата, там и отмечаем. Это из-за его вечной занятости. Нынешний, вот тоже пока не знаю, скорее всего, уже после соберемся. Из детских воспоминаний почему-то сохранилось торжество по случаю получения Женей паспорта. Собралось много народа. Помню, ему подарили магнитофон. Он играл на фортепьяно, а я танцевала — было весело», — рассказала сестра Евгения Оксана Миронова.
«Женя сейчас на целыми днями на съемочной площадке, так что в этот день всем вместе точно собраться не получиться. Недавно он вернулся из Турции, где ему вручили почетную премию Стамбульского международного фестиваля искусств. В спектакле Государственного Театра наций «Гамлет |Коллаж», который там показали, он исполняет все роли. Играет сразу 12 персонажей! Сын сразу улетел на съемки, они у него каждый день безостановочно.
«Пожелаю через «СтарХит» Жене большого здоровья. Возраст дает о себе знать, пора уже и о себе подумать. Он такой, ничего его не останавливает, знаю, что он никогда не поменяется — будет работать. Я ему говорю: «Выбери хотя бы полчасика, приляг, отдохни. На тебе такая нагрузка…». Он посмотрит и скажет: «Мама, я тебя услышал». И опять за свое — работать сутками», — поделилась его мама Тамара Петровна.
Фамилия Миронов стала ассоциироваться не только с культовым актером Андреем Мироновым, а с невероятной историей успеха мальчика из городка Татищево-5 Саратовской области, превратившегося в звезду мирового масштаба.
Родом из детства
В студенческие годы, как рассказывал Евгений, он пользовался фамильным сходством с Андреем Мироновым, хотя в душе не понимал, как можно их сравнивать — ясно же, что они совсем разные. Но подогревал интерес вопросом: «Вы знаете, что у моего папы фамилия Миронов, а у мамы — Доронина?». Его всерьез иногда принимали за внебрачного сына Андрея Миронова, брали автографы и просили передать привет знаменитому отцу.
Настоящие родители никакого отношения к искусству не имели: папа — шофер, мама — работница фабрики. Они, как и все жители их городка, были убеждены, что, Женя непременно станет актером и эта уверенность ему передалась. Таланты сына были пущены в нужное русло. Умение играть на аккордеоне тогда считалось пропуском в обеспеченную жизнь: можно отлично заработать на свадьбах. «Ненавидел аккордеон страшно», — признавался Миронов. Но не зря говорят, не бывает бесполезных умений. В фильме «Анкор, еще Анкор!» многим запомнился лейтенант Полетаев — виртуозный аккордеонист и душа гарнизонной компании в исполнении Евгения Миронова.
В школе юный Женя очаровывал одноклассниц не только тем, что ловко перебирал пальцами по клавишам инструмента. Он выходил к зрителям, играя в самодеятельности, и зал тут же попадал под его обаяние. Правда, иногда эффект от таких выступлений получался обратным — он едва не обливался слезами от трагического момента, а все вокруг заливались хохотом. «Тебе в цирк надо!», —говорили ему.
Конечно, ни о каком цирке и речи быть не могло. После 8-го класса мальчик подал документы в Саратовское театральное училище. В 14 лет он окончательно решил, что свое счастье будет искать на сцене. И, получив аттестат, поехал в Москву в школу-студию МХАТ к самому Олегу Табакову. Кстати, жить первое время он тоже собирался у него.
«Саратовское братство»
«Здрасте, я, как и вы, из Саратова!», — эта фраза крутилась в голове у амбициозного провинциала, когда тот поджидал Олега Павловича возле здания театра на Тверском бульваре. Дерзкий план не сработал, — он получил от мэтра номер телефона, который тот продиктовал на ходу, да так и остался стоять с чемоданом. Ночевать пришлось на Павелецком вокзале.
Благосклонность Табакова проявилась позже, когда тот, после просмотра взял его сразу на второй курс. Тут Евгений узнал, что такое спать по два часа в сутки, наверстывая программу, и испытывать колоссальное напряжение от того, что даже с пятого раза получается не так, как хочется. Это выводило из себя.
«Комплексы — это движущая сила любого провинциала. Если бы у меня их не было, я, наверное, посидел, подумал и отошел бы в сторону», — признавался Евгений.
Вот как о тех годах рассказывала «СтарХиту» мама Миронова, Тамара Петровна. Кстати, со временем, чтобы быть ближе к сыну, она устроилась в «Табакерку» билетером, чем Евгений очень гордится.
«Отпускать ребенка или нет в Москву, сомнений у меня не было. Конечно, да! Когда сын ставит перед собой какую-то цель – расшибется, но сделает. Поэтому я была абсолютно уверена, что у него все получится».
Она очень благодарна Олегу Табакову, но вспоминает об этом периоде, как о непростом для Жени времени, где было всякое.
Огни большого города
Жизнь в Москве дала возможность почувствовать соблазны крупного мегаполиса. Молодость брала свое — начались прогулки по ночным улицам, свидания, словом, все то, что отвлекало от дела, и грозило сорвать планы покорить столичные подмостки.
Родители присылали ему небольшие суммы денег, на которые гуляла многочисленная студенческая компания: «Помню, как в общаге мы справляли день рождения: мой, Володи Машкова и Юры Екимова — в один день. Тогда весь институт собрался к нам в комнату на жареную курицу. Мы страшно веселились», — делится будущий народный артист России.
Но в один день случилось несчастье, которое опять объединило под одной крышей семью Мироновых. У Евгения открылась прободная язва и его еле спасли. К нему в общежитие в 9-метровую комнату без мебели приехала мама — нужно было выхаживать заболевшего сына, готовить ему пищу на пару.
Пожила и осталась. Младшая сестра Оксана в это время поступила в Вагановскую академию и находилась с отцом в Ленинграде. Перевелась в Москву: общая кухня, очередь в душ, спали в одной комнате и ели на ящике из магазина. Мама сшила для него красивую скатерть.
Оксана вспоминает, что у них была собака-такса, она ощенилась. «Проснулись, а щенята —расползлись по всей комнате — это было так трогательно!»
«Пока проживаешь сотни жизней на сцене, одна реальная проходит мимо»
Евгений Миронов неоднократно подчеркивал, что его семья — это родители и сестра, и на светские мероприятия он приходит именно с ними. Своими детьми актер считает племянников. Личная жизнь Миронова всегда оставалась историей «за семью печатями», и, хотя ему приписывали множество романов, ни один из них не завершился браком.
В студенческие годы девушками Миронова считали однокурсниц Марию Горелик, которая уехала в Израиль с новым возлюбленным, и Веронику Садковскую. В дипломном спектакле «Пролетая над гнездом кукушки» молодому актеру предстояла сцена поцелуя. Руководитель курса заметив, что он очень стесняется, поручила Садковской научить Евгения целоваться. В результате сценический роман превратился в настоящий.
Еще одной возлюбленной актера называют Анастасию Заворотнюк. Их отношения начались в 90-е, в то время Евгений читал на ее курсе в школе-студии МХАТ одну из дисциплин. В том, что общение преподавателя и студентки переросло в личные отношения, так никто и не признается.
«Он просто человек такой уникальный, Женечка. Он всегда мне помогал», — говорит Анастасия Заворотнюк.
В конце 90-х Евгений Миронов приходил на светские тусовки вместе с прославленной балериной Ульяной Лопаткиной, их даже представляли как пару, но по каким-то причинам союз не сложился.
Актер никогда не афишировал подробности частной жизни, но в СМИ иногда попадали истории, связанные с его романами. Среди избранниц Евгения фигурировали имена Алены Бабенко, Юлии Пересильд и Ольги Слуцкер.
Какое-то время Миронов встречался с девушкой по имени Марианна Сардарова. Известно, что она очень нравилась его маме. Тамара Петровна считала Марианну самой подходящей кандидатурой, полагая, что сыну пора подумать о будущем, подарить ей внуков. Девушка на протяжении долгих лет ждала от любимого мужчины решительных шагов, но тот остался при мнении: «Моя семья — это сцена».
По словам Евгения Миронова, самым главным другом для него всегда была работа и все остальное уходило на второй план.
«Даже молодость прошла незамеченной, я не ощущал праздника жизни: ни дискотек, ни тусовок, ни интенсивного общения со сверстниками — я был занят другим. И не могу сказать, что без удовольствия. Это был мой выбор», — признается он поклонникам.
По материалам журналов «Viva!», «Биография» и «Домашний очаг».