Был период, когда наши артисты друг за другом открывали рестораны, а те по большей части быстро прогорали. Но времена изменились: нынешние питательные проекты звезд практически обречены на успех. Все дело в соцсетях: именно с их помощью артисты теперь продвигают свой бизнес.
Максимум, на что приходится тратиться, чтобы пропиарить ресторан или кафе, — заказать у художников красивый макет рекламного поста, найти профессиональных фотографов, чтобы аппетитно сняли фирменные блюда, ну и оплатить часть мелких расходов. Несколько лет назад Стас Михайлов открывал свой ресторан в Санкт-Петербурге, куда вывозил журналистов и устраивал пышную презентацию (говорят, недавно на двери появилась табличка «Закрыто»). Сейчас вполне можно обойтись без шума и пыли, главное — не лениться и делать публикации в собственных соцсетях. Артисты фотографируются в интерьерах, разы-грывают ужины или обеды, делятся отзывами посетителей…
Лет пять назад тот же Сергей Жуков открыл на Волхонке караоке с названием «Руки Вверх!», которое быстро сгинуло. А вот с раскруткой его бренда «Любовь и сладости» помог Инстаграм. Как говорил сам Жуков, после первого же поста в соцсети о том, что он принимает заказы на изготовление пирожных, покупатель нашелся через минуту.
«Любовь и сладости» — сеть, которую Сергей Жуков создал с супругой Региной, уже через два года принесла доход в 86,8 млн. рублей.Фото: семейный архив.
Раньше заведения открывали, не сильно представляя, кто в них будет завтракать или ужинать. Был, например, у Дмитрия Нагиева ресторан «Хуанхэ», который быстро закрылся, в первую очередь потому, что сам артист никак его не раскручивал. Ресторан Ксении Бородиной Funky Food погиб в том числе из-за меню — слишком дорого и не то чтобы очень вкусно. Теперь звезды продумывают не только концепцию и меню, но и то, как будут работать со своей аудиторией.
Пока самая удачная бизнес-модель — BlackStar Burger рэппера Тимати. Все началось с агрессивной рекламы. Артисты лейбла BlackStar ходили в заведение как на работу, оставляя в соцсетях посты о бургерах Тимура. А на Youtube Тимати разыгрывал для своих посетителей автомобиль. Продумал он и концепцию заведения — маленький зал, куда впускают посетителей небольшими порциями, что создает бесконечные очереди, а значит, ажиотаж.
«Главное — сытый довольный гость»
Ресторан BUZFood
Хояйка — Ольга Бузова
Число заведений — два: на Цветном бульваре и Новом Арбате
Меню: фирменный салат БузЦезарь — 299 руб., сыр буррата с томатами и рукколой — 439 руб.
— Большинство людей не могут позволить себе ходить в крутые рестораны, и я решила накормить их вкусно, недорого и полезно. В первый день мы поставили рекорд по количеству посетителей — 3 тысячи человек. Для меня сейчас важно не то, когда я отобью вложения, а то, чтобы гости моего ресторана всегда были довольны и сыты.
«Я мечтаю, чтобы все вокруг питались правильно»
Служба доставки диетической еды No Secret by Valeriya
Хозяева: певица Валерия и Эмин Агаларов с компанией Crocus Group
Меню: восемь диетических программ, рассчитанных как на похудение, так и на набор веса. Например, программа «Гармония lite» за 2500 руб. в день или 15 750 руб. за неделю.
Валерия в 50 лет выглядит на зависть и теперь применяет знания о здоровом образе жизни в собственной системе питания. Фото: Личный архив Валерии
— Бизнес, безусловно, рискованный, но у нас есть все составляющие для успеха. Во-первых, грамотный партнер, к тому же еще и друг. Во-вторых, мои энергия и опыт. Здоровому образу жизни я уделяю огромное внимание на протяжении многих лет и смело могу назвать себя его адептом. Почему и получился качественный продукт. Потому что ориентировались на себя, как на потребителя. Я так живу, я такой образ жизни пропагандирую, мне хочется, чтобы многие на себя его примерили. Тем более все это мы воплотили в жизнь при участии самых грамотных специалистов — врача-диетолога Юлии Пигаревой и бренд-шефа Restaurants by Crocus Group Кирилла Бергера. Моя ответственность — это творческая составляющая, идеологическая и практическая реализация. А Эмин — главный по цифрам.
«Если бы я не занималась бизнесом, была бы нищей»
Ресторан Ave, Csr на Центральном рынке
Хозяева — Елена Темникова и ресторатор Владимир Перельман
Меню: салат «Цезарь» — 350 руб., куриный бульон с перепелиным яйцом и птитимом — 190 руб., фисташковый десерт Csr — 250 руб.
Кафе «Не модный BURGER» в ТЦ «Авиапарк»
Хозяева — Елена Темникова и фермерский магазин Lavka Lavka
Меню: бургер с уткой — 350 руб., фирменный чизбургер «Темникова» — 350 руб., напиток из шиповника — 100 руб.
— Я пошла в фуд-бизнес с профессиональными и успешными рестораторами, я не играю в хобби. Главное у ресторатора что? Правильно — продукт. У моих партнеров замечательный продукт, к тому же рассчитанный на массового потребителя. Я давно занимаюсь бизнесом, иначе была бы нищей — мне же нужно вкладывать деньги в создание туров, шоу, новых проектов. Музыка в нашей стране, увы, совершенно не капитализируемый продукт. Фуд-бизнес для меня — это увеличение капитализации собственного бренда и создание для своих слушателей правильной экосистемы.
КСТАТИ
Кто еще владеет ресторанами
Григорий Лепс вместе с Эмином Агаларовым открыл кафе «Рюмка водки». У продюсера Максима Фадеева — ресторан «У дяди Макса». Телеведущий Иван Ургант и продюсер Александр Цекало владеют успешным рестораном «The Сад». Медиаменеджер Тина Канделаки кормит грузинской едой в «Тинатин». Кинорежиссер Федор Бондарчук выступает совладельцем в ресторанах Bistrot, «Vаниль» и кафе «Булка». У певца Филиппа Киркорова — караоке «Филармония». Телеведущий Владимир Познер и его брат Павел — совладельцы ресторана «Жеральдин».
В ТЕМУ
Как зарабатывают звезды в России: Лопырева — на улитках, а жена Леонтьева — на гостинице для собак
«КП» выяснила, как еще зарабатывают звезды в России
В недавнем интервью «КП» Максим Галкин говорил: мол, вряд ли в жизни знаменитостей может появиться такой бизнес, который им принесет больше денег, чем их сценические гонорары. (подробности)