Матч футбольной Лиги чемпионов между российским ЦСКА и итальянской «Ромой», состоявшийся 23 октября в Риме, был омрачен трагическим инцидентом, происшедшим перед игрой в римском метро.
Содержание статьи
«Там были дежурные, но они не понимали, что происходит»
Незадолго до начала встречи на станции «Репубблика — Театро-делль-Опера» вышел из строя эскалатор, на котором в этот момент находились десятки людей. Лестница внезапно ускорилась и полетела вниз, что вызвало многочисленные падения и давку.
Издание Repubblica приводит свидетельства очевидца: «Это будто был конец света. Одна из лестниц эскалатора ускорилась так, будто сошла с ума. Там были дежурные из метрополитена и правоохранительных органов, но им потребовалось не менее двух минуты, чтобы понять, что вообще происходит».
Первоначальные сообщения об инциденте были противоречивыми. Приводились сведения о по меньшей мере 30 пострадавших, также утверждалось, что как минимум 7 из них получили тяжелые ранения, в том числе травматическую ампутацию ноги. Большинство тех, кто пострадал в метро, оказались болельщиками ЦСКА.
В больницах 15 россиян, трое в тяжелом состоянии
По последним данным посольства России в Италии, при аварии эскалатора пострадали 15 граждан России. «По уточненным данным, в шести лечебных учреждениях Рима сейчас находятся 15 россиян, трое из них — в тяжелом состоянии. Кроме того, были госпитализированы еще четверо граждан Украины. Список всех пострадавших сформирован, со всеми наши дипломаты вступили в непосредственный контакт», — приводит РИА Новости слова поверенного в делах посольства РФ в Италии Максима Бурляя.
Российский футбольный союз и клуб ЦСКА выразили готовность оказать всю необходимую помощь тем, кто пострадал в результате аварии.
Между тем, согласно первым сообщениям, власти Рима готовы возложить вину за ЧП на самих россиян.
Виноваты сами болельщики?
Издание Repubblica, ссылаясь на слова очевидцев, утверждает, что болельщики ЦСКА пели и танцевали, что и вызвало отказ эскалатора. Мэр Рима Вирджиния Раджи также повторила эту версию, хотя окончательной ее считать рано. «Мы должны понять, что произошло, — сказала журналистам госпожа градоначальник, — Мы готовы помочь пострадавшим и их семьям».
Станции «Репубблика — Театро-делль-Опера» была закрыта для входа пассажиров. Расследование ЧП ведут прокуратура и оператор-эксплуатант римского метро компания АТАС.
Генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев в интервью «Спорт-экспрессу» сказал: «Надеюсь, власти Рима разберутся, как такое могло произойти. Сейчас много спекуляций на эту тему. На мой взгляд, информация о том, что фанаты якобы прыгали на эскалаторе не совсем серьезная… Потому что все-таки в метрополитене столицы Италии, наверное, определенные нагрузки и технические характеристики должны быть учтены. Большие людские потоки… Пока рано делать выводы. Власти Рима оперативно отреагировали. Включая мэра города. Сейчас самое важное помочь пострадавшим. А потом уже полиция разберется».
По словам свидетелей, сотрудники метро и правоохранительных органов к инциденту подобного рода оказались не готовы. РИА Новости приводит слова очевидца: «Люди 10-12 минут лежали без внимания персонала. Сотрудники метро ничего не делали, мы им говорили, что внизу люди в крови, а они нам: «Мы знаем, мы знаем». Прибежали полицейские с дубинками, не разобравшись в ситуации, начали орать на итальянском и применять силу по отношению к болельщикам, которые не пострадали. Спустя еще две-пять минут появились врачи скорой, которые начали спускаться вниз».
В 2005 году римский эскалатор убил англичанку
Метрополитен Рима был открыт в 1950-х годах, и на сегодняшний день остается довольно слаборазвитым по отношению к другим европейским столицам. Если протяженность линий метро Берлина превышает 150 километров, Москвы — 350 километров, а Лондона — 400 километров, то в Риме протяженность составляет всего 60 км.
Линия А, на которой произошел трагический инцидент, была введена в эксплуатацию в 1980 году. При этом, по некоторым сведениям, оборудование римской подземки, в том числе эскалаторы, являются устаревшими по сравнению с метрополитенами других стран.
Трагедия, связанная с эскалатором метро, произошла в Риме 29 октября 2005 года. Как сообщала The Daily Telegraph, на станции «Тибуртина» линии В в эскалаторе из-за неустановленной поломки образовалась широкая щель, в которую попала пассажирка. Ей оказалась британский ученый из Йоркского университета Салли Балдвин, которая приехала в Рим повидаться с друзьями. 63-летняя женщина погибла. Двое мужчин, сопровождавших ее, были госпитализированы.
Трагедия на «Авиамоторной» унесла восемь жизней
Инциденты, связанные с авариями на эскалаторах, происходят по всему миру. В нашей стране самая известная трагедия подобного рода произошла на московской станции «Авиамоторная».
17 февраля 1982 года в 17:00, когда москвичи начинали возвращаться с работы домой, произошла авария одного из эскалаторов. В результате поломки одного из механизмов пропало сцепление тележек лестницы с двигателем, и эскалатор под тяжестью людей стал двигаться вниз, набирая скорость.
Лестничное полотно набрало скорость, примерно в два с половиной раза превышающую расчётную. Переполненный людьми эскалатор нёсся вниз, люди падали друг на друга. В результате в течение нескольких секунд внизу эскалатора образовалась гора из человеческих тел. В давку попали около сотни человек.
Дежурный по эскалатору предпринимал попытки остановить взбесившуюся лестницу аварийным тормозом, но и тот вышел из строя.
В результате катастрофы погибли 8 человек и ещё 30 получили ранения, причём все погибшие стали жертвами давки. Следствие выяснило, что в декабре 1981 года на эскалаторы были установлены рабочие тормоза новой системы, которые технический персонал эксплуатировал с нарушением инструкции, что и привело к возникновению аварийной ситуации. В ходе самой катастрофы проявились и технические недостатки самой конструкции эскалатора, где оказались не предусмотрены возможности предотвращения подобного ЧП. Виновники аварии были осуждены и приговорены к различным срокам заключения.