Содержание статьи
- 1 Илларион Прянишников — «У тихой пристани»
- 2 Михаил Нестеров — портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны (этюд к картине «Невеста Христова»)
- 3 Екатерина Камынина — «Евдокия Лопухина. На постриг»
- 4 Ольга Глазунова — «Смутное время. Бал самозванца»
- 5 Сергей Онучкин — «Усть-Цильма. Праздник Горка»
- 6 Сергей Чуданов — «Великий Сибирский Ледяной поход»
Илларион Прянишников — «У тихой пристани»
Живописец, академик Императорской Академии художеств. Художник, чье имя является одним из символов расцвета передвижничества второй половины XIX века. Вся его творческая жизнь была связана с Московским училищем живописи, ваяния и зодчества, в котором Прянишников учился, а впоследствии преподавал в течение более 20 лет. В училище он сумел стать одним из самых любимых учителей: его уважали, им восхищались, побаивались, любили, а за глаза по-доброму называли Пряником.
Камерная картина «У тихой пристани» не раз вызывала нешуточные споры и даже была запрещена к показу. Валентин Серов в 1905 году писал о ней: «Среди ряда картин, снятых цензурой с публичных выставок за последние 25 лет отмечаем следующие: «…Прянишников “У тихой пристани”. Жанровая картина: пожилой чиновник, после трудового дня, улегся на ночь в постель и перед сном читает ведомости; рядом его жена приготовляется ложиться спать. Заметим, что ничего сколько-нибудь нарушающего чувства приличия в этой картине нет». Несмотря на подобную реакцию цензуры, Прянишников сделал несколько авторских повторений, хранящихся в Государственном Русском музее и Вологодской картинной галерее.
Михаил Нестеров — портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны (этюд к картине «Невеста Христова»)
Работа над росписями Покровского собора Марфо-Мариинской обители для Нестерова стала знаковой. После гибели великого князя Сергея Александровича его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна решила отойти от мирской жизни и основала в 1909 году в Москве обитель сестер милосердия. Архитектором монастырского ансамбля был приглашен Алексей Щусев, а главным художником — Михаил Нестеров.
При личном знакомстве художника поразили и восхитили добродетели Елизаветы Федоровны. Великая княгиня завещала похоронить себя в усыпальнице обители, однако этому не суждено было случиться. Она была убита вместе с другими представителями царской семьи в Алапаевске в 1918 году. Именно поэтому на этом этюде, написанном уже после трагических событий, она предстает в образе невесты Христовой, принявшей мученическую смерть.
Екатерина Камынина — «Евдокия Лопухина. На постриг»
Тема насельниц русских монастырей занимает важное место в понимании судьбы женщин в истории России. Екатерина Камынина начала свое знакомство с этой темой на третьем курсе Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, когда стояла задача создать малую картину. Ярким образом для нее стала Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Ее судьба, ссылка в Покровский монастырь в Суздаль на постриг, стала одной из примет того времени.
В центре дипломной работы Камыниной — образ Евдокии Лопухиной в светском нарядном одеянии. Ее уводят в мир аскезы монахини в строгих черных одеждах. В этом контрасте художница хотела показать разрушенные мечты, но вместе с тем и невидимые связи между прошлым и будущим. Многообразие персонажей из разных сословий отражает многогранность уходящей эпохи, ностальгию по привычному миру, который уходит в прошлое, скорбь и смирение. В их позах и жестах читается печаль перемен. Но среди них можно заметить конвой в элегантных костюмах на западный манер — символы зарождения новой культуры, печать глобальных изменений.
Ольга Глазунова — «Смутное время. Бал самозванца»
1604 год — эпоха русского Средневековья заканчивается трагическими событиями Смутного времени, которые подарили нашей истории и русскому искусству множество ярких образов — героев и злодеев, царей и разбойников, воинов, святых и авантюристов. «На картине изображены ключевые персонажи эпохи Лжедмитрий I и Марина Мнишек — московский самозванец и польская панна в городе Самбор. Здесь происходит встреча героев, здесь навсегда они будут связаны договором рука об руку вступить на московский престол, благословенные королем Польши и папой римским, поддержанные заговорщиками и обманутой толпой», — рассказывает сама Ольга.
Спустя 400 лет мы знаем, как трагически и кроваво оборвутся их жизни и замыслы, можем проследить движение рока, преследовавшего героев, которые, несмотря на их ошибки и злодеяния, подчас у кого-то вызывают сочувствие. Картина была вдохновлена сценой бала из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, где польская знать и сподвижники пристально наблюдают за Лжедмитрием и Мариной, готовящимися вступить на путь обмана и войны, подаривших им славу и погибель.
Сергей Онучкин — «Усть-Цильма. Праздник Горка»
Это дипломная работа Сергея Онучкина в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, руководитель — Иван Глазунов. Рассказывая о работе над произведением, сам Онучкин отмечает: «На одном из просмотров работ на тему “Народный праздник” Иван Ильич Глазунов посоветовал мне для подлинного погружения в исторический материал, в тему русского Севера съездить в Усть-Цильму на реке Печоре. И я отправился в путешествие за 2000 км от Москвы. Встретили меня там очень тепло: я жил в больших северных домах, знакомился с семьями, общался, впитывал их культуру и традиции. Писал этюды и интересные типажи».
Село Усть-Цильма было основано на берегу Печоры в 1542 году. Оно и сегодня сохраняет старинные традиции и веру: местные жители относятся к поморскому старообрядчеству. Здесь до сих пор сохранились деревянные новгородские тротуары, огромные северные дома и большие семьи, которые не только хранят свои традиционные одежды, но и носят их в повседневной жизни.
Сергей Чуданов — «Великий Сибирский Ледяной поход»
В исторической мастерской Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова шестой год обучения выделяется для сбора натурного материала для дипломной работы. Свой натурный материал Сергей Чуднов отправился собирать в поселок Усть-Койва. Пейзаж уральского предгорья очень близок видам сибирского города Канска, близ которого разворачивались трагические действия 1920 года, изображенные на картине — Великий Сибирский Ледяной поход от Иртыша к Забайкалью длиной 3000 верст.
Гостеприимный хозяин, приютивший Чуданова, обеспечил всем необходимым снаряжением, чтобы он мог писать на тридцатиградусном морозе, и пошел впереди по руслу, показывая всю опасность еще не замерзшей горной реки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: