В России могут ограничить работу иностранных компаний, связанных с изучением товарных рынков и потребительским поведением наших сограждан, такой законопроект внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. По замыслу инициаторов изменений, исследовать потребительские рынки смогут только те компании, которые войдут в специально созданный реестр, вести который должна будет федеральная антимонопольная служба. Попасть в реестр смогут только юридические лица, зарегистрированные в России, и доля владения иностранцев в них не должна превышать 20%. Эти требования депутаты выдвигают из опасения неправомерного использования полученной информации.
«Иностранцы изучают наши настроения, финансовые возможности, данные о здоровье. Как используется собранная информация, нам неизвестно. Не исключаю, что она превращается в аналитические отчеты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций», — пояснил один из авторов законопроекта депутат Антон Горелкин.
Законотворческая инициатива депутатов не выдвигает невыполнимых условий. «Законопроект не содержит каких-то сверхтребований, это относительно стандартная практика, — говорит директор по развитию ритейл-сервисов NielsenIQ Роман Фомин. — Мы согласны с тем, что компания должна быть локализована и соответствовать прочим требованиям, описанным в документе».
На текущий момент в России продолжают деятельность по исследованию потребительских рынков три глобальные компании – немецкая GfK Group, американская NielsenIQ и французская Ipsos. Все они ведут бизнес через зарегистрированные в России юридические лица.