Дженна Ортега сыграла в этом сериале главную роль. Фото: Кадр из фильма
Уэнсди (страна так и не договорилась, через сколько «э», «з» и «й» ее писать) — имя собственное, так зовут хмурую девочку из «Семейки Аддамс», которую играла Кристина Риччи, а теперь играет Дженна Ортега. Возможно, имеет логическую связь с Венди из «Питера Пэна», но это неточно.
Wednesday — Среда, от считалки «Рожденный в среду познает беды».
А Тим Бертон — трус и слабак, который сорок лет пытается выглядеть дерзко и антиобщественно, но только чтоб мама не очень сердилась. Поначалу он, казалось бы, троллит все, за что Америку хейтят остальные пять с половиной миллиардов землян.
Сахарные улыбки. Пышные добродетели. Бесплатные советы.
Вечную имитацию доброго нрава и широкого сердца — при гнусной сельской привычке бить впятером одного.
Лучезарное невежество.
Культ какой-то неведомой свободы и святую убежденность, что больше ни у кого ее нет.
Психотерапевтов, блондинок, участливые лица и мэров-негров в каждом первом фильме.
Когда всеми любимая девочка с косичками является в бассейн к обидчикам брата с двумя пакетами рыбок под песню Эдит Пиаф Non, Je Ne Regrette Rien — счастье накрывает теплой волной, ибо стоит ли уточнять, что рыбок зовут пираньи, если это и так ясно. Торпедная атака мини-чудовищ под низкий голос мадемуазель Эдит, под который так хорошо думалось Штирлицу, станет еще одной незабываемой страницей мирового кино.
Но дальше идет слив всего, за что поколения иронистов и социопатов любили «Семейку Аддамс». Глупые юницы пишут: мол, время изменилось в пользу бунтарей — не уточняя, насколько тупо и мейнстримно теперь выглядит их бунт и сиреневые волосы.
За пираньевую атаку Уэнсди ссылают в разновидность Хогвартса — школу Невермор, названную в честь ее великого выпускника Эдгара По (Nevermore — рефрен его стихотворения «Ворон»). В школе собраны все фрики окрестностей, которые тщетно пытаются оригинальничать, а не выходит, потому что на фриках сегодня повернута вся подростковая субкультура и это модно. Дженна Ортега дико хороша и почти стоит своей предтечи Кристины (встать вровень с которой не сможет никто и никогда) — но социопаткой ее можно было считать только 30 лет назад. Сегодня Уэнсди занята ровно тем, чем и все девочки ее возраста в новом американском кино. Бьет мальчиков-мажоров. Проигрывает девочке-негритянке (девочки-негритянки непобедимы — никем, никогда, ни у кого). Хамит взрослым. Любит Хеллоуин. Привечает толстых несовершеннолетних очкариков. Дружит с непослушной правой рукой (как хотите, но Вещь на службе семейки Аддамс была оригинальным гаджетом, а в компании одинокой девочки — метафорой подросткового онанизма).
Все заявленные наезды на американский специалитет от серии к серии растворяются, как сахар в кипятке. И директриса с улыбкой суки оказывается душкой. И дура-соседка с обнимашками и мяуканьем. И психоаналитичка с тошнотными формулами о зоне комфорта и эмоциональных шрамах. Динозавриков только не хватает для рвотного рефлекса.
Бунтарь и нонконформист капитулирует перед всеми навязанными стандартами современной Америки. Пиханьем негров во все области, где их не было и быть не могло: вестерн, сказку, готический роман и космос до 80-х годов. Неизбежной, неотменимой, безвариантной победой женщин над мужчинами — во всем, везде, всегда. Культом психологов. Мексиканскими лесбиянками. Непобедимыми смайликами, хеппи-эндами и именованием пчел «пушистыми малышками». Перед баблом, которое приносит вся эта стандартизованная непохожесть, сдобренная броскими фразами о «бесстрашных аномалиях в выгребной яме пубертата».
Самой бесстрашной аномалией сегодня является моя страна. А весь белый мир, годами анонсирующий бунт против правил, диктатуру непохожести и конкурс фильмов, бросающих вызов норме, собирает по всей планете оружие, чтоб нас перебить за бунт и вызов. Лжецы, славящие силу и независимость, объединились против единственных, кто силен и независим. И Бертон с ними. В финальном перечне двунадесяти языков, на которые переведен сериал (козырное последнее место — за украинским), нет одного: русского.
Даже на эту малость у автора яиц не хватило.
Известное дело — бунтарь.
Иноходец.
«Уэнздей»
2022.
Реж. Тим Бертон.