Юной императрице (Юлия Хлынина) красивые кавалеры милее государственных дел. Фото: Кадр из фильма
Исторический сериал вошел в историю задолго до начала показа. В сетку его внесли на март, а в конце февраля президент сделал важное правительственное сообщение, и вечерний прайм забили серьезные люди — важнее Юли Хлыниной в роли Лизы Романовой. И гала-премьеру перебросили на неделю. Потом еще.
Так прошла весна двадцать второго. Россия удвоила свое черноморское побережье. Обвалила рынки. Нарастила хлеботорговлю. Вернулась на три века назад, во времена царей, доблести и геройства. Европа перестала мыться, как и тогда. Америка хотела вякнуть, но вспомнила, что ее три века назад еще не было. Пало Приазовье. Лег Херсон. Заволновался Измаил. Украина с горя свалила памятник Суворову, да поздно. Наши с интересом посмотрели на Варшаву. А в телепрограммах по-прежнему значилось: премьера сезона, в понедельник серия, во вторник другая.
Швеция вспомнила о былых победах. Турция заявила, что ни при чем. Английская королева раздумала помирать. Папа сказал, что умывает руки. А канал «Россия» опять: ну, на этой неделе точно.
История пошла другим путем. Мир забыл про ковид, BLM, пятый пол и прочие ереси, зато задумался про судный день. Но по-прежнему оставался актуальным вопрос: что же обо всем этом думают Юлия Хлынина, Елизавета Романова, продюсер Акопов и режиссер Иосифов?
Они, как выяснилось, о том пока не думают. Сериал посвящен юным годам императрицы, когда она была еще егоза и целовалась с преображенцами. Шанс занять трон выпадал Елизавете в 16, 18 и 21 год, но та все манкировала, предаваясь соблазнам галантного века, из-за чего нам пришлось пережить правление ее малахольной матушки, отрока-племянника и вконец онемеченной двоюродной сестрицы (соответственно Екатерины I, второго Петра и Анны Иоанновны). На 16 лет страна ушла с внешнего театра в тайны дворцовых переворотов и династические контрдансы — на радость братским монархиям. Радоваться им, как и в жизни, недолго, на носу второй сезон и Северная война. Цесаревну Лизу, по всеобщему мнению, отличала крайняя внешняя привлекательность, слегка подпорченная рыжиной и курносостью, так что Хлыниной эта роль была предначертана небесами. Елизавета Боярская, также подходящая под описание, ушла в рост, тогда как прижизненные портреты императрицы намекали на лишний вес. В бисквитах Юлии Олеговне явно решено было не отказывать, чему она, вероятно, была только рада.
Окружавшее престолонаследницу трио пажей совершенно напомнило вымышленных гардемаринов-мушкетеров, если б фамилии Нарышкин, Воронцов и Шувалов прямо не указывали, что это будущие баловни русской истории и генерал-фельдмаршалы русского воинства. Кто на ком из фрейлин переженится, оставим в секрете: несведущих в истории любителей мелодрам ждет грандиозный сюрприз, а зачем еще нужны исторические хроники?
Манера былого бебистара Иосифова назначать на возрастные роли постаревших пылких юношей 90-х заслуживает особого интереса, как и тогдашний инженю Сергей Маховиков в роли князя Юсупова. Но центральным стержнем сезона (и вторым номером в титрах) служит, конечно, главный антагонист Елизаветы вице-канцлер Остерман в исполнении Алексея Аграновича. Его меланхоличное интриганство организует и направляет напор взбалмошных августейших баб, а недавняя отставка Алексея Михайловича с поста худрука «Гоголь-центра» дополнительно рифмует век опал и фаворитизма с новыми временами обострившегося госуправления (отметим, что изгнание Аграновича единственное было встречено без восторга, а лишь с печальным смирением — Рыжакову с Райхельгаузом три века назад царь-батюшка еще б и пинков на ход надавал).
К выходу второго сезона Россия, верится, прирастет Елисаветградом (ныне Кропивницкий) и Екатеринославом (Днепр). Кто раньше управится — армия или музы, — увидим к зиме.
Государыня всяко будет рада.
Наконец-то, скажет, за ум взялись.
Пажи с проступающими фельдмаршальскими погонами дерзко ухмыльнутся.
«ЕЛИЗАВЕТА»
2022 г.
Реж. Дмитрий Иосифов.