Игровой дебют Тамары Дондурей драма «Рядом» — клинически точный портрет современной молодой женщины
Фото: кадр из фильма
Игровой дебют Тамары Дондурей — клинически точный портрет современной молодой женщины, возможно, втайне надеющийся вызвать у зрителя симпатию по отношению к изображаемой героине, но, впрочем, на ней не настаивающий.
Героиню (Екатерина Ермишина) зовут Кира Георгиевна — как режиссера, чей фильм «Астенический сидром» тоже включал в себя истерику женщины после смерти мужа. Участь партнера Киры Георгиевны (Илья Маланин), несмотря на молодость, тоже предрешена, — судя по глубоко несчастному виду, который он имеет даже во время вынужденного секса с Кирой Георгиевной. Она остается переживать потерю, хотя лучше было бы наоборот: если бы внезапно отдала концы (например, вследствие употребления вредных хот-догов) нервическая «профессионалка», проявляющая интерес исключительно к архитектурной «урбанине», а ее миролюбивый сожитель продолжил воспитывать собак-поводырей и экологично пользоваться кар-шерингом. Но жизнь, к сожалению, часто бывает несправедлива. Актуальный европейский кинематограф, к которому, без сомнения, принадлежит картина Дондурей, — тем более.
Драма Тамары Дондурей «Рядом»
Раздражение, которое вызывает героиня, усиливается умышленной холодностью фильма, безжалостно психоанализирующего узнаваемую породу самодостаточных особ, на которых нельзя оставить даже собаку, ибо «рядом» с ними гибнет все живое. Феномен токсичной женственности нечасто становится предметом исследования кинематографистов, особенно женского пола, предсказуемо оттаптывающихся на олд-скульном мачизме (см. целый вагон фильмов прошлого сезона о попытках разжатия заскорузлых отцовских кулаков — в финале одного из них дочь выпускала отцу гарпун в голову). Тамара Дондурей бесстрашно рисует мир, на глазах остающийся без мужчин — они понуро и бессловесно его покидают, предоставляя возможность дамам сжирать друг друга в комфортных условиях.
Знаменитый румынский мультипликатор Анка Дамиан показала в Роттердаме красочный анимированный мюзикл «Остров»
Фото: кадр из фильма.
Знаменитый румынский мультипликатор Анка Дамиан показала в Роттердаме красочный анимированный мюзикл «Остров» (The Island) — современное сюрреалистическое переосмысление истории Робинзона Крузо и Пятницы. Робинзон становится 81-летним хипстером, в одиночестве коротающим дни на острове, лежащем на пути следования мигрантов в Европу. Одного из них Робинзон называет Пятницей, а тот его — Спасителем. Один из рефренов этого артистического хаоса — «Я одинок, но я жив!» и «Не хотите ли разделить мое одиночество?» — хорошо согласуется с веяниями ковидного времени. При этом одиночеством на острове даже не пахнет, он кишит мигрантами, активистами, членами неправительственных организаций, которые, как и русалки и прочие химерические существа, скорее принадлежат не столько реальности, сколько буйному воображению режиссера.