В Instagram у актера Филиппа Авдеева ник feelavdeev, что дословно можно перевести как «почувствуй Авдеева». Понять и прочувствовать его мир через фильтры – задача скорее для интеллектуального зрителя. Здесь нет рекламы, конкурсов, философских цитат и размышлений о бренности бытия. Только театр, кино и немного личного.
О театре Филиппу действительно есть что сказать, ведь он успел уже многого добиться. Окончив Школу-студию МХАТ, он начал работать в «Гоголь-центре», где служит уже девять лет. В его фильмографии много топовых картин: «Лето» Кирилла Серебренникова, «Кислота» Саши Горчилина, «Класс коррекции» и «Конференция» Ивана Твердовского.
В мае Филипп в качестве режиссера дебютировал на большой сцене в «Гоголь-центре» с новым спектаклем, для которого совместно с драматургом Егором Прокопьевым написал пьесу «Страх и отвращение в Москве» по мотивам романа американского гонзо-журналиста и писателя Хантера Томпсона. Так что теперь Филиппа смело можно назвать режиссером, хоть это и не первая его работа. Впрочем, актерскую деятельность он тоже не забросил.
12 августа на платформе more.tv выйдет драма Михаила и Лили Идовых «Джетлаг», одним из продюсеров которой выступил телеканал СТС. Филипп сыграл Никиту – геймдизайнера, который сдал квартиру в Москве и отправился жить в Таиланд со своей возлюбленной Женей (Ирина Старшенбаум). По дороге в аэропорт они ссорятся, в итоге девушка улетает в Берлин. Но желание быть рядом с Женей может преодолеть все географические границы.
Филипп, три года назад во время нашего интервью ты говорил, что дал себе слово не участвовать в любовных историях. «Джетлаг» ведь тоже об отношениях – что заставило изменить мнение?
Да, действительно, я такое говорил, но я говорил о том, что в какой-то момент понял, что играть подростковую первую любовь уже немного странно, учитывая то, что мне скоро 30 лет. И в последних работах: то, что я видел на экране – я сам себе уже не верил, поэтому принял решение, что, наверное, такие роли нужно обходить стороной, и, собственно, в них я и не снимаюсь. В «Джетлаге» все иначе. Это история моих ровесников, для которых отношения – не что-то новое, а, наоборот, они становятся неким бременем. Меня привлекла история людей, которые попадают в некий кризис в отношениях.
Как считаешь, почему Женя с Никитой ссорятся?
Возможно, потому что они оба эгоисты, не могут договориться.
Насколько это похоже на твой личный опыт?
Такого, как в кино, чтоб ссориться и разъезжаться по разным странам, не было. И надеюсь, не будет. Но у меня было и недопонимание, и скандалы, и слезы. У меня были непростые отношения, и именно их я держал в голове, когда снимался в «Джетлаге», но вообще это скорее собирательный образ, наблюдение. Меня вдохновляли фильмы «Брачная история» и «Малкольм и Мари», те фазы, когда люди ссорятся из-за того, что они не могут друг другу уступить.
В фильме есть сцена, когда Чандра, героиня Маши Иваковой, советует твоему персонажу, как помириться с девушкой. Как ты к подобному относишься? Позволяешь впускать третьих лиц в отношения?
Нет. Считаю, что отношения только между двумя людьми. Советчиков всегда будет много. Сколько людей, столько и мнений. Человек может проецировать свое субъективное видение на другого. Такое мнение может быть лишним для тебя. Никогда не понимал, почему люди выносят сор из избы или пытаются других людей научить тому, как надо. Это странно. Но спросить совета у близкого, например, друга может быть полезно – выговориться. Возможно, в этом диалоге ты для себя откроешь что-то новое.
Женя и Никита друг другу изменяют, а потом прощают. Ты смог бы такое простить?
Я никогда не изменял. У меня был опыт нестабильных отношений, когда что-то подобное присутствовало. И я внутри себя это преодолевал. Это сложная тема, я не могу дать точный ответ, но мне кажется, если есть любовь, настоящая любовь, то она может преодолеть даже измену. Но если это нужно обоим в отношениях, а не только одному партнеру.
Герои сдают квартиру в Москве, чтобы жить в Таиланде. А ты когда-нибудь думал о дауншифтинге?
Я и сейчас об этом думаю. Очень жду, когда появится возможность уехать в Таиланд или другую азиатскую страну, я постараюсь сразу же туда отправиться на максимальное количество дней, которое смогу себе позволить. Мне нравится жить в таких спартанских условиях, в бунгало, спать на кровати с песком без кондиционера, лежать в гамаке, пить кокосы, читать книжки, как-то соединяться с природой. В этот момент все лишнее уходит и происходит правильное обновление чувств и мыслей, и становится очень хорошо и спокойно.
Отдыхать и жить в другой стране – разные вещи.
Да, понимаю, я часто представлял себе, как, например, живу в Таиланде. Но если бы я не был актером, я, мне кажется, мог бы работать в баре или хостеле. Когда там находишься, то переключаешься – и становится понятно, что не так-то много нужно от жизни. Можно просто радоваться тому, что ты проснулся и находишься в райском месте. Это не значит, что мне не нравится то, что у меня есть сейчас. Я люблю свою жизнь и работу. Но иногда, конечно, хочется перемен. Хочется приключений и много путешествовать, почувствовать эту тотальную свободу, когда ты не привязан ни к чему вообще.
Может, это связано с тем, что ты родился в Москве и все 29 лет прожил тут, никогда никуда не переезжал?
Но это не совсем так, детство у меня прошло в разных городах: я жил у бабушек и в Набережных Челнах, и в Ульяновске. Постоянно жить в Москве я начал со школьного возраста. Кстати, очень хочу съездить в Ульяновск, давно там не был. Боюсь, что там все поменялось с тех пор.
Вернешься в Ульяновск знаменитым…
Да нет, какой я знаменитый! Я хожу куда хочу, у меня нет страха того, что я выйду на улицу и на меня налетят репортеры. Я не супермедийная личность и не стремлюсь к этому. Во время премьер, конечно, просят автографы, селфи. В обычной жизни бывает, что узнают на улице, но нечасто. Знаменитые люди для меня – это Джонни Депп, Хоакин Феникс, Леонардо Ди Каприо. Вот эти парни по-настоящему мировые звезды. А когда знаменитыми называют русских актеров, то это слово обесценивается. Давайте спустимся с небес на землю.
А почему нет?
Мне кажется, наша индустрия – как маленький ребенок, которому все интересно и который учится ходить, изучает мир вокруг. В России с каждым годом появляется много классных фильмов и индустрия растет, но все же мы еще многому учимся и не до конца знаем, как делать хотя бы просто крепкое хорошее кино. В Штатах и Европе уже начинают снимать не просто хорошее кино, а занимаются экспериментом, ищут новые формы, дают возможность артистам раскрываться с разных сторон. И в этом заинтересованы не только режиссер, артист, но и продюсерская команда. Артистам дают возможность по году готовиться к ролям, и это вызывает восторг у всех нас – у людей, которые смотрят кино из-за рубежа. Невозможно сравнивать голливудских артистов и наших. В основном наши работают одним и тем же методом: вошли в кадр, органично что-то сказали, проявили эмоцию, если нужно, и вышли из кадра. Но это проблема не только артистов, хоть и ответственность на них лежит, а индустрии в целом. В российском кино сейчас как будто главное – побольше снять фильмов и собрать кассу, но все-таки настоящее кино не про это. И получается, что во всех фильмах одни и те же артисты в одном и том же виде играют одинаковые роли. Но, конечно, в нашей индустрии есть исключения, и с каждым годом появляется все больше и больше талантливых картин, которые отмечают и на зарубежных фестивалях.
Давай вернемся к «Джетлагу». Герои фильма разъезжаются по разным странам. Ты веришь в отношения на расстоянии?
Не могу себе представить, каково это, не видеться по полгода. Но мне кажется, иногда это полезно. Порой нужно ненадолго расстаться, например, уехать куда-то, побыть с самим собой, чтобы перезагрузиться, подумать и вернуться в отношения с новым ощущением. Если сидеть в двух стенах и постоянно быть друг с другом, мне кажется, это путь к выгоранию, так как люди в этот момент сконцентрированы только на себе и на своем партнере и ничего нового не привносят извне.
В карантин же так и было, как вы с твоей девушкой Катей пережили изоляцию?
Замечательно! Провели весь локдаун в загородном доме с семьей. Было очень классное время. Все расслабились и просто наслаждались тем, что мы есть друг у друга. Благодаря карантину я смог нормально переписать пьесу «Страх и отвращение в Москве» вместе с драматургом. Если бы не пандемия, возможно, спектакль не получился бы таким.
Доволен результатом? Читал рецензии?
Да, я все читал! Актерская и режиссерская деятельность – разные вещи. Когда ты актер, отвечаешь только за себя, а тут за все и сразу. Поэтому было очень интересно понять, насколько зрителем считались и ощутились те образы, смыслы и энергии, которые мы закладывали в этот материал. Это был самый волнительный период в жизни – ждать зрительской реакции. Я не мог спать и есть. Только спустя месяц меня отпустило. Наконец дошло, что все получилось.
Кирилл Серебренников поддерживал?
Да, Кирилл Семенович мне очень помог и очень поддерживал. Я ему безумно за это благодарен. Сказал, что гордится мной и всей нашей командой. Для меня это очень важные слова.
Собираешься продолжать?
Когда мне тот же вопрос задал Серебренников, я сразу сказал, что нет. Потому что так можно умереть от нервов и стресса. Он такой: «А теперь представь, я так всю жизнь живу. Ты подожди месяц, придешь и скажешь, что у тебя есть идея». И оказался прав. Через месяц я поймал себя на том, что начинаю придумывать новые идеи для постановок. Хотя еще не отдохнул.
А в сторону кинорежиссуры думал?
Поступают такие предложения. Но я пока ничего не отвечаю, потому что мне не хочется просто снимать кино ради того, чтобы поставить галочку, что я и это еще умею. Хочется браться за крутой проект, который резонирует лично со мной.
В ноябре тебе исполнится 30 лет. Ставил какие-то цели к этому возрасту?
Меня удивляет, когда люди придают особое значение 30-летию. Я просто хотел быть независимым, нужным в своей сфере, чтобы моя работа приносила удовольствие и при этом чтобы мне хватало времени на жизнь, путешествия. Хотел поработать в разных странах, и вот такая возможность появилась: мы выпустили спектакль «Декамерон» в Берлине, будем там его играть. Думаю о зарубежных кинопроектах – было бы интересно увидеть, как устроена индустрия «там», но я не спешу, всему свое время. У меня еще все впереди. Уверен, будет много интересного, главное – быть к этому открытым. Стиль: Елена Зверева Макияж/прическа: Анастася Вавина Продюсер: Ольга Закатова Ассистент стилиста: Полина Чернина Ассистент продюсера: София Расторгуева Благодарим артпространство «Отокомае» за помощь в организации съемки