Сергей Безруков рассказал о своей новой постановке чеховского «Дяди Вани»
Фото: Екатерина Цветкова
В заглавной роли – Сергей Безруков собственной персоной. Он же и режиссер спектакля «Дядя Ваня», идею которого ему навеяла пандемийная обстановка. Как и его герою Ивану Петровичу Войницкому, Безрукову 47 лет.
«Дядя Ваня», как известно, — это история о потере веры в себя и в людей в целом. Главной темой спектакля Сергея Безрукова становится поиск спасения в любви. Любовь существует в двух аспектах: настоящая, дающая силы жить, и низменная, которая приносит сиюминутное удовольствие, но оставляет за собой пустоту. Астрова играет Антон Хабаров, Елену Андреевну – Карина Андоленко.
«Дядя Ваня», как известно, — это история о потере веры в себя и в людей в целом.
Фото: Екатерина Цветкова
Идея «Дяди Вани» возникла у Сергея Безрукова в разгар пандемии. В сценографии, придуманной народным артистом вместе с женой – сценаристом и режиссером Анной Матисон, есть приметы карантинного времени.
— Как и многие, я провел самоизоляцию среди ящиков с рассадой, сажая в огороде помидоры и огурцы, немного пожил деревенской жизнью, — объясняет Сергей Безруков. — И в моей постановке все это есть: много рассады (в буквальном смысле) и деревенской жизни. Мы обыграем новую театральную реальность: в зале — ящики с рассадой, которые мы разместим между зрителями, – это добавит и колорита, и актуальности. Маски и перчатки не только на зрителях, но и на артистах – причем, это оправдано чеховским текстом. Мне кажется, я придумал оригинальное решение этой пьесы.
Главной темой спектакля Сергея Безрукова становится поиск спасения в любви.
Фото: Екатерина Цветкова
Пьеса «Дядя Ваня» — одно из самых известных произведений Чехова. Ее ставят и ставят уже более 120 лет. И в каждой новой постановке режиссеры пытаются найти что-то свеженькое, не открытое еще их предшественниками. В искусстве может быть бесконечное повторение неповторимых постановок. Как плохих, так и хороших.
И Войницкий в исполнении Безрукова не единственный дядя Ваня на московской сцене. Есть и другие интерпретаторы чеховского героя, который к 47 годам пришел к горькому осознанию, что жизнь прошла зря и бессмысленно.
Идея «Дяди Вани» возникла у Сергея Безрукова в разгар пандемии.
Фото: Екатерина Цветкова
Мы вспомнили наиболее известные постановки, которые сегодня можно увидеть на сцене.
В Театре им. Вахтангова идет спектакль «Дядя Ваня» режиссера Римаса Туминаса. Этот спектакль уже объездил полмира и собрал кучу театральных наград. В главной роли – Сергей Маковецкий.
По версии Туминаса, дядя Ваня — уходящая натура, боль и внутреннее благородство. Им можно прикрыться, как щитом. Хотя блистательный Маковецкий в роли Войницкого меньше всего похож на щит. Он играет хоть и не вполне удовлетворенного своей жизнью человека, но очень счастливого и доброго.
Главной темой спектакля Сергея Безрукова становится поиск спасения в любви.
Фото: Екатерина Цветкова
В Театре им.Моссовета идет «Дядя Ваня» в постановке Андрея Кончаловского.
По версии Кончаловского чеховские герои — это клоуны на кладбище. Дядю Ваню, наивного и претенциозного, лучше всех мог бы сыграть Чарли Чаплин. Но Чаплина давно нет в живых. Поэтому на роль Войницкого Кончаловский пригласил Павла Деревянко. В его исполнении дядя Ваня действительно клоун, пошлый фрик. Ну а разве нормальный человек в здравом уме и твердой памяти на серьезе может сказать: из меня мог бы выйти Шопенгауэр или Достоевский…
В прошлом году в Театре Наций «Дядю Ваню» поставил французский режиссер Стефан Брауншвейг. В его версии, главное не то, что пропала жизнь, что у Войницкого нет ни семьи, ни любимого дела. Главное – экологическая тема, которая волнует весь мир. Климат меняется. Чеховский персонаж Астров оказался провидцем. Он остро переживает вырубку лесов, указывая на будущие глобальные проблемы с экологией. Ну а дяде Ване в исполнении Евгения Миронова все до фонаря, в том числе и вырубка леса.