Французские исследователи из университета Пуатье с научной точки зрения объяснили эффект «мёртвой воды», мешающий движению кораблей, сообщает «Российская газета».
Как уточняется, мореплаватели с древних времён порой сталкиваются с ситуацией, когда идущие на полном ходу корабли внезапно теряют скорость или даже полностью останавливаются при работающих двигателях. Подобные участки моря полярный исследователь Фритьоф Нансен в 1893 году назвал «мёртвой водой». Корабль учёного отказывался идти вперёд в некоторых районах Северного Ледовитого океана.
В начале XX века шведский океанолог Вагн Вальфрид Экман в ходе лабораторных опытов выяснил, что такой эффект всегда возникает в сильно стратифицированной воде, состоящей из слоёв с различной температурой и плотностью. Однако по-прежнему было непонятно, что именно происходит в пограничном слое и почему эффект торможения иногда оказывается колебательным.
Команда учёных из университета Пуатье экспериментальным путём выяснила, что при возникновении феномена «мёртвой воды» на корабль оказывают влияние два эффекта — волнообразный эффект торможения, когда сопротивление возникает из-за смешения вод с различной плотностью, а также динамический эффект, вызванный нелинейными внутренними волнами, которые действуют как конвейерная лента.
По мнению учёных, из-за первого эффекта судно оказывается словно бы прикреплено к волне, а при ускорении корабля впадины и гребни волны начинают напоминать ухабистую дорогу, которая заставляет его двигаться вперёд и назад.
Ранее сообщалось, что учёные нашли причину свечения морских волн.